В справке из трудармии о моём деде Иосифе Лайер указано - рождён в Таврической губернии. А колонии, где жили и Бернгард и Лейер и Петер( ещё одни мои предки), находились в Мелитопольском уезде, этой же губернии. Надо сказать, что историю создания этих колоний и их первопоселенцев мне пришлось изучить досконально, иначе бы я, не был так уверен в своих суждениях.
Вот только моя мама, внесла смятение в эту теорию, чётко выстроенную мной. С её слов, отец - Иосиф Лайер, по воспоминаниям бабушки Амалии (его жены), был лютеранином. И это, ломало всю мою прежнюю теорию.
Ведь до революции, все жители Безобразовской были поголовно католиками, на что указывают и списки фамилий первопоселенцев, из колоний Запорожья. Кстати, эти колонии находились по правую сторону реки Молошной, а по левую сторону располагались менонитские колонии. Прабабушка Магдалена Бернгардт (ур. Петер) утверждала, что они почему-то с пренебрежением относились к «молошам» - так они называли жителей менонитских колоний. Видимо это связано с вероисповеданием - каждый превозносил свою веру и противопоставлял её другим.
Но уже после моего разговора по телефону - с Александром Лайер (троюродный брат мамы, со стороны её отца) и дядей Лоренцом Геберт (двоюродный брат мамы, со стороны её матери) я подверг сомнению утверждение матери о том, что её отец был лютеранин. Оба моих собеседника были твердо убеждены в том, что Лайер были католиками. В списках репрессированных я нашёл информацию на деда Александра Лайер, который в свою очередь, был двоюродным братом моего деда Иосифa Лайер:
Лейер Иосиф Георгиевич
Родился 1891 в Таврическая губ., с. Лейдергауз; немец; малограмотный; б/п; колхозник. Проживал: Степновский р-н, Колхоза Им. 15-й Годовщины Октября.
Арестован 4 ноября 1937 г. Приговор: Один год и шесть месяцев под следствием; Реабилитирован в апреле 1939 г. освобожден. Источник: Книга памяти Ставропольского края
Колония Leutershausen была одной из самых первых колоний. Но выяснить , что Иосиф Георгиевич там родился, мне ещё предстоит, так как изначально и Лейер и Кайзер( фамилия матери Иосифа) жили в Костгейме. Но в любом случае это была единственная зацепка, что Лейер происходили из Таврических колоний.Но для полной уверенности этого мало. Как я уже ранее отметил, от родственников узнать удалось не много. Также мало мне помогли контакты с прямыми потомками фамилий Лайер и Бернгардт, из тех украинских колоний.
Но со временем мне всё же удалось найти сведения о переселении моих предков по линии Лайер в Россию. И как почти всегда, помощь пришла со стороны, опять же на сайте "Geschichte der Wolgadeutschen" вернее форума. Внизу всех моих сообщений на форуме стоит следующее объявление:
Интересует всё о Райхерт с Волги.Также интересует фамилия Герониме, Ортман, Бокслер, Шюллер из Мариенталь на Волге. Интерес по колониям Запорожья (Блюменталь, Ляйтерхаузен и т.д.) - фамилии Лайер (Лейер) и Бернгардт.
И вот на это объявление откликнулся человек который обратил внимание на фамилию Лайер. Это был Анатолий Гевайлер (ныне покойный). Царство ему небестное и большая благодарность от потомков Лайер (Лейер). На сайте "Немецкие колонии под Санкт-Петербургом и Новгородом 1765 - 1941" где Анатолий был соучередителем проекта
https://deutsche-kolonien-spb.com/ru/ рассказывается о судьбе немцев колонистов, переселившихся из прусской Польши и в дальнейшем в Новороссию. Произошло это в начале 1800-тых годов, когда у власти встал внук Екатерины II - Александр I. Это был второй этап переселенческого движения, после правления его бабки
Организация приема и расселения немецких колонистов в С.-Петербургской губернии в период правления императора Александра I
Е.В. Бахмутская
С именем императора Александра I связан важный этап в развитии немецких колоний под Санкт–Петербургом, в ходе которого на карте появился целый ряд новых немецких поселений. К организации второго этапа переселенческого движения власти подошли более обстоятельно, с учетом прежнего опыта. В указе Александра I от 20 февраля 1804 г., извещавшем о возобновлении приема иностранцев, были предложены меры, имевшие целью, с одной стороны, упорядочить деятельность русских властей по приему и расселению колонистов, а с другой — улучшить качественный состав самих переселенцев.
Согласно данному указу, основной поток переселенцев должен был последовать в Новороссию. Вместе с тем в 1808 г. Александр I выразил желание продолжить начатое Екатериной II устройство колоний в С.-Петербургской губернии и выделил для этой цели участок в 20 000 дес. собственной земли между Ораниенбаумом и Красной Горкой. Предполагалось, что поселившиеся здесь колонисты будут снабжать продуктами сельского хозяйства порт Кронштадт, куда продовольствие до сих пор вывозилось из Петербурга. Русским миссиям за границей было предписано известить желающих о возможности селиться под Петербургом, однако вскоре
выяснилось, что потенциальные колонисты ориентированы в основном на переезд в южные губернии России, сведения о преимуществах которых они получали от уже эмигрировавших соотечественников.
Лишь в январе 1809 г. поверенный при Венском дворе статский советник Анштедт сообщил министру внутренних дел князю А.Б. Куракину о том, что в Россию желает переселиться группа выходцев из германских государств, которые прожили некоторое время на землях, отошедших к Пруссии после разделов Польши (м. Иновлац на р. Пилице). Потерпев разорение в ходе войны 1806-1807 гг., приведшей к поражению Пруссии и образованию из принадлежавших ей польских областей Великого герцогства Варшавского, они, по словам поверенного, были готовы идти, куда бы их ни пригласили: еще ничего не зная о предложении русского правительства, они с осени 1808 г. не засеяли озимыми свои поля, полагая, что к весне их уже не будет на прежнем месте. Так как иновлацкие колонисты не имели сведений о южных губерниях, Анштедт считал возможным привлечь их к поселению под Петербургом [2].
Попросту говоря было решено воспользоваться неведением отчаявшихся колонистов из Польши и водворить их под Петербургом. В Иновлац для препровождения иновлацких жителей в столицу был откомандирован титулярный советник Шпигельберг, занимавшийся приемом колонистов в Волынской губернии. По прибытии в Иновлац Шпигельберг сразу же столкнулся с проблемами: выяснилось, что свободный выход колонистов с недавних пор запрещен, и паспортами они больше не снабжаются. Приезд Шпигельберга показался местным властям подозрительным и он был арестован.
Таким образом, Шпигельбергу не удалось выполнить данное ему Александром I поручение и доставить колонистов в столицу. Однако до своего ареста он успел встретиться с их представителями, тайно собравшимися у него на квартире поздней ночью, передать им письмо князя Куракина, в котором подробно описывались преимущества поселения под Петербургом, и призвать их самостоятельно двигаться в сторону российской границы. В ходе встречи выяснилось, что имеется еще несколько десятков колонистских семейств, готовых следовать в Россию.
Вернувшись после освобождения из под ареста, к месту службы, Шпигельберг получил предписание министра внутренних дел принимать прибывающих колонистов и отправлять их в Петербург. В течение нескольких месяцев колонисты группами прибывали в Радзивилов. Дорогу до границы они проделывали за свой счет. Трудности пути усугублялись необходимостью уберечься от проводившейся на этой территории вербовки в армию и реквизиции лошадей. В Радзивилове переселенцы обеспечивались кормовыми деньгами и формировались в партии для отправки в Петербург. Первая партия из 18 семей прибыла из Иновлаца 18 мая 1809 г. под руководством старосты М. Мельхера.
С прибытием в столицу в середине октября 1809 г. последней партии общее число семей колонистов составило 91 (375 душ ). Первоначально переселенцы были размещены в старых колониях —Новосаратовской, Среднерогатской и Ижорской и поручены надзору смотрителя, титулярного советника Пегелау. Они были приведены к присяге на подданство российской короне; детям сделали прививки против оспы; тем, кто мог найти работу в Петербурге на первое время, выдали паспорта [8].
Сохранившиеся в фондах Российского государственного исторического архива транспортные списки дают возможность составить представление о петербургских колонистах второй волны. Среди них были уроженцы Баден-Дурлаха, Нижнего Эльзаса, Пруссии, Вюртемберга и других германских государств. По вероисповеданию большинство являлись протестантами, незначительную часть составляли католики. Поощряя прием беженцев из разоренной войной местности, российские власти вряд ли могли рассчитывать на прибытие состоятельных хозяев.
Невыполненной оказалась и вторая задача, сформулированная в указе от 20 февраля 1804 г. и касавшаяся улучшения организации приема и расселения колонистов, Однако в мае 1809 г., когда первая партия иновлацких переселенцев уже находилась на пути к столице, министр внутренних дел Куракин должен был сообщить императору, что при подробном осмотре выяснилась полная непригодность предназначавшихся под их поселение земель, часть из которых уже была разделена между казенными крестьянами, остальные же составляли топи и болота. [12].
В стремлении срочно решить возникшую проблему вносятся предложения поселить прибывающих то в Новороссии, то в Ямбургском уезде; затем делаются попытки купить земли у частных владельцев — графов Румянцева и Безбородко, князей Гагарина, Путятина, но все они заканчиваются неудачей [13]. К зиме 1811 г. строительные работы были в основном закончены и переселенцев распределили по колониям. Большая колония в Изварском обрезе насчитывала 23 двора, в которых размещалось 37 семей (дома «большого разбора» были рассчитаны на два семейства.), в Средней колония было 11 дворов (18 семей), в Нижней —16 дворов (23 семьи) [18].
Весной 1810 г. колонисты приступили к сельскохозяйственным работам на новом месте. Однако уже в мае вспыхнуло недовольство в Стрельне: заявив, что предоставленные им земли плохого качества, жители колонии прекратили работу и потребовали перевода их на другие места. Инспектору Канкрину удалось уладить конфликт, склонив управляющего Стрельной отвести переселенцам по возможности меньше неудобных земель.
Гораздо более серьезная ситуация сложилась в Изварском обрезе. Требования колонистов заключались в том, чтобы им были увеличены кормовые и выделены фуражные деньги, расчищены земли под пашню, сделаны дороги на полях, даны по две лошади вместо одной на каждого хозяина, новые плуги вместо старых, сломанных, по их словам, летом в кореньях, а также сани, молотки и другие инструменты. В результате весной 1811 г. жители Нижней и Средней колоний так и не приступили к работе на полях. Все попытки принудить их этому силой были безуспешными.
Наконец, признав безрезультатность насильственных мер и тот факт, что земля в Изварском обрезе действительно непригодна для земледелия, 12 сентября 1811 г. Александра I издал именной указ о переселении колонистов [33]. Основную их часть — 45 семей — решено было отправить в Новороссийский край.
Источник: 33. ПСЗ-1. Т. 31. № 24766. С. 836-837
Анатолий поделился со мною данными , кoторые позволили мне протянуть нить и разыскать корни этих Лейер на исторической родине...
Kol. Birkenfeld[e] [aka Brzozow] Amt Lubochnia: Herzogtum Warschau
Отправлено: 25 дек 2013, 17:34
От: Alarich
Кому: Heinrich Reichert
Heinrich, не этих ли Лайер ты ищешь? Это "мои" изварские.
Семья Лайер 18.05.1809 прибыла первой партией, в составе 18 семей из Прусской Польши\Иновлодзь.
Есть они у меня и на сайте:
http://deutsche-kolonien-spb.com/koloni ... ge=4_1.htm
Поэтому у меня и есть все данные по колонистам из Прусской Польши, прибывшим в 1809 году.

Тут в Niederkoloie Iswara, № 15 Meier Franz.
Но там писарь вместо Лайер написал Майер, а я прилежно переписал. А вчера не мог найти в списках, пока не сверил с другими списками и с ревизией 1811. У меня отмечено, что и вторая жена, а переписал, как было - Майер
Revision 1811 Iswara / 13. Familie Leier
Как видно из этой записи, вместо 36 лет записали 46 (На счет второй жены может возраст и правильный. Похоже у взрослых по возрастам ошибка писаря)

Семья Франца Лайера отправлена в Россию 24 мая 1809. Староста группы из 18 семейств - Мельхиор Майнрад, сопровождающий - секретарь Штромайер. Прибыли в Петербург 18 июня. При отправлении 1 партии в письме от 24 мая 1809 г.
Шпигельберг ссылается :"...Колонисты рассказывают , что в непродолжительное время прибудет сюда и достаточная Биркенфельдская колония до 60 семейств, ежели только возможно будет там проходить, поелику и Львов уже занят польским войском. По теперешним военным обстоятельствам на пути их, неизвестно когда те достаточные Биркенфельдские сем-ва сюда прибывают. Я в ожидании их считаю отлучку мою неудобной, решился я препровождение сих 18 семейств препоручить губ. секретарю Штромейеру..."
В Изваре переселенцы из Польши поселены весной 1810.
1810. Из списка нуждающихся в одежде изварских колонистов.

Niedere (Untere) - Kolonie Iswara 1810 / 1811
Франц Лайер земледелец, 45, жена Катерина, 34
сыновья: Христоф, 14 Филипп, 12 Михаил, 6 Николай(
было так присланно мне, возможно ошибка при написании, на самом деле Франц), 1 - 6 душ
42 семейства были отправлены 2 партиями 27 и 30 декабря в Новороссию 1812 г. в сопровождении надворного советника Лифанова, который в пути очень заботился о них. В пути умерло 3 младенцев, 1 родился, взрослых не потеряли. В Екатеринослав прибыли 4 февраля, были размещены на зимних квартирах.
1812 год:
Транспортный список:
№34. Франц Лейер 47, жена Катерина 35, сыновья : Кристоф 17, Филипп 15, Михель 7, Франц 3/4 - 6 католик из Баден- Дурлах. Эти в 1813 были из колонии Извара переселены в Новоросиию, в колонию Райхенфельд. Потом, возможно, и переселились.
=== Ведомость о вновь поселённых Иновлацких и вновь прибывших из-за границы (7 семей) колонистов и прежних хозяев.
На август 1813 г.
(Прежние хозяева сдали свои хозяйства из –за слабости здоровья , своего или членов семьи, намерены существовать за счёт ремесла или подённой работы, но пожелали остаться на жительство в колонии)
А. ИНОВЛАЦКИЕ КОЛОНИСТЫ
Имена новых хозяев Имена старых хозяев
В Рейхенфельд
1. Франц Лейер поселены на новых участках
............................... и т.д.
Вот поэтому я и удивлялся исходя из этих списков кто же был женою Франца, старшая или младшая сестра? К сожалению в регистре о женитьбе не указанны возраста брачующихся( в оригинале они дожны быть).
Ну думаю на первый раз хватит и продолжение о жизни Лейер в пришибских колониях не заставит себя ждать. А путь у нас не близкий с 1813 по 1870 это ещё пришибские колонии, позже это скорее всего Высокополькие колонии в Херсонской губернии, потом в конце 19 века Полтавские и Харьковские колонии и начало 20 века Оренбургские колонии, Челябинский, Кустанайский и наконец Барнаульский уезды. Но это если обо всех абсолютно Лейер из Таврической губернии. Конечно можно было бы и обо всех, но думаю потомки обидятся на меня, что я отнял у них кусочек радости - желание самим до всего дойти...

Интересует всё о Райхерт с Волги.Также интересует фамилия Герониме,Ортман,Бокслер,Шюллер из Мариенталь на Волге.Интерес по колониям Запорожья(Блюменталь, Ляйтерхаузен и т.д.)- фамилии Лайер(Лейер) и Бернгардт.