ДОКЛАД
Президента Международной общественной организации «Международный Союз общественных объединений немцев» профессора, д.экон.н. Баумгертнера В.Ф.
Тема: «Российские немцы. 70-лет несправедливости
и несбывшихся надежд»
02 августа 2011 г.
[spoiler=]Уважаемые участники Памятного форума!
Мы собрались в преддверии 70-летия со дня издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 г. «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». С изданием этого Указа в очередной раз в истории народа российских немцев началась черная полоса – трагедия, причины и последствия которой не устранены и сегодня.
Не имеет смысла детально расписывать все то, что произошло и происходило в начале 40-х годов и в послевоенное время, т.к. это займет очень много времени, да и аудитория, представленная на нашем Памятном форуме в полной мере ознакомлена с историческими документами. Вместе с тем, чтобы понять и осмыслить этот трагизм народа мы должны дать оценку последствиям Указа Президиума Верховного Совета СССР 1941 года.
Накануне Второй мировой войны в СССР проживало 1,5 млн. немцев. Они имели свою национальную государственность (Автономия Республика немцев Поволжья), а за пределами республики имелось еще 18 немецких национальных районов и 550 немецких национальных сельских советов. Российские немцы имели свои национальные школы и вузы, учреждения культуры и средства массовой информации.
С началом Великой Отечественной войны в 1941 году и изданием вышеназванного Указа российские немцы были безосновательно обвинены в пособничестве врагу и поголовно репрессированы. В ходе депортации у народа была изъята практически вся общественная и личная собственность, что лишило экономической основы его национального существования. Были ликвидированы республика немцев Поволжья и другие их национально-территориальные образования. Все взрослое немецкое население было принудительно мобилизовано в трудовые колонны («трудовая армия» - разновидность ГУЛАГа), где погибло более трети народа. После войны – до 1956 года – режим спецпоселения и ограничения в получении среднего и высшего образования. В этот период был наложен фактический запрет на употребление немецкого языка. Все это лишило российских немцев необходимых условий для полноправной национальной жизни. Вот главный итог того, что пришлось перенести и пережить нашему народу.
После разрешения на открытие архивов и допуска к ним российские немцы узнали много больше исторических фактов, относящихся к этому периоду. Ученые историки провели кропотливую работу и издали большое количество работ, посвященных судьбе российских немцев.
Наиболее важным из них, как нам представляется, - являются работы, связанные с историческими исследованиями, подводящими нас к страшному выводу – умышленному истреблению немецкого народа - его геноциду.
По этому вопросу сегодня можно услышать различные мнения и суждения, которые предавались гласности, тиражированию и широкому обсуждению. Однако для нас это вполне определенно еще и потому, что факт геноцида упоминается в Законе РФ «О реабилитации репрессированных народов», а в Декларации Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению и обеспечении их прав» вполне конкретно обозначено: «Беззаконие и произвол не обошли стороной ни одну республику, ни один народ…; варварским акциям сталинского режима явилось выселение в годы Второй мировой войны из родных мест балкарцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, крымских татар, немцев, турок – месхитинцев, чеченцев».
В декабре 1948 года Организация объединенных наций приняла Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказания за него. В статье 2 этого документа, подписанного и СССР, перечислены действия, которые, даже взятые по отдельности означают геноцид. Каждый и все вместе эти признаки – действия были применены в политике, проводившейся в СССР с 1941 года по отношению к российским немцам. Предпринималось все для уничтожения российских немцев как народа.
Во-первых, - Правительство СССР с 1941 года предумышленно дисперсно расселяло российских немцев по огромной территории азиатской части СССР. Сохранение родного языка, национальных обычаев и традиций при таких условиях было практически невозможным. Тем самым создавались такие жизненные условия, что полное уничтожение нашей национальной группы – народа было недалекой перспективой;
В-вторых, - имело место массовое истребление представителей нашего народа. За период 1941-1945 гг. около 450 тыс. наших соплеменников лишились жизни в трудовых колоннах (трудовая армия), т.е. в Гулаговский лагерях НКВД, а также в других местах уничтожения, в результате голода, каторжного труда и издевательств;
В- третьих, - эти действия причинили серьезные телесные повреждения или умственное расстройство и оставшимся в живых российским немцам. Нас в СССР десятилетиями клеветнически называли «фашистскими пособниками» и всеми возможными способами искореняли нашу немецкость;
В- четвертых, - мужчин и женщин из числа российских немцев содержали в трудармейских лагерях по отдельности, что предотвращало деторождение. Эти меры применялись еще несколько лет и после 1945 года;
В-пятых,- в эти годы немецких детей в массовом порядке разлучали с родителями, заключенными в трудовой армии. Детей отправляли в детские дома, им давали не немецкие (русские) имена и запрещали говорить на родном языке. Таким образом, дети передавались в другую национальную группу.
Все эти действия совершались намеренно. Доказательством тому является и то, что эти действия были предприняты в СССР почти одновременно против нескольких национальных групп.
Таким образом, геноцид в отношении российских немцев и ряда других национальных групп СССР является установленным фактом.
Но геноцид это не только тяжелые условия работы и климатические условия, но и лишение духовных основ культуры и языка.
По уровню образования в 1897 году, по так называемому «выше начальной школы» (сегодня это высшее образование) немцы были на первом месте. В 1939 году по уровню высшего образования они занимали среднее положение. На родном языке говорили 88,4%.
В 1989 году по высшему и незаконченному высшему образованию немцы отставали от занимающих средний уровень, по этому показателю русских в 2,2 раза. На родном языке говорили всего 14% российских немцев. Дискриминация российских немцев в сфере образования превратила их в выгодное для государства законопослушное и молчаливое сословие трактористов и доярок.
Положение российских немцев в последние 70 лет связано не только с фактами их депортации и выпавшими на их долю репрессиями, но и усугублялось отказом уже в послевоенный период признавать и исправлять совершенные по отношению к ним несправедливость и преступления. При этом, представители других стран, в том числе и наших союзников по антигитлеровской коалиции, сочли возможным и необходимым принести на самом высоком уровне извинения народам и гражданам, в отношении которых были допущены акты насилия.
В 1988 году Конгресс США принял закон, в котором принес извинения от имени американской нации своим гражданам японской национальности и постоянно проживавшим в США лицам японского происхождения (всего 120 тыс.человек) за их интернирование в период Второй мировой войны и рекомендовал сделать то же самое Президенту США, что вскоре было выполнено. Америка выплатила каждому из них установленную компенсацию в размере 20 тыс. долларов.
Правительством Великобритании были принесены публичные извинения за массовую выдачу Сталину после Второй мировой войны русских семей казаков, эмигрировавших еще в период гражданской войны и оказавшихся в английской оккупационной зоне. Известно, что вскоре они были почти поголовно уничтожены.
Извинился премьер правительства Чехии за депортацию 2,5 млн. судетских немцев. Президент Польши принес извинения еврейскому народу.
Во всем мире принесение таких извинений в глазах мирового сообщества повышает и личный авторитет руководителя страны, и престиж возглавляемого им государства.
Таким образом, восстановление исторической справедливости, осознание особой опасности для своих государств и общества в целом совершенных в прошлом преступлений против целых народов управляет действиями лидеров и высшими органами этих стран, где допущены акты произвола и беззакония.
Особыми вехами после войны стали 1955, 1964 и 1979 годы. Но это вовсе не потому, что руководство СССР вдруг озаботилось проблемой российских немцев. «Оттепель» для российских немцев наступила с визитом канцлера ФРГ Конрада Аденауэра, когда были сделаны первые шаги к реабилитации. Клеймо поднадзорных было снято с немцев только после смерти Сталина – в 1955 году. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1955 года они были освобождены из под административного надзора МВД, но возвращаться в места, откуда были выселены, не имели права. Эти меры не завершились полным восстановлением прав репрессированного народа, а привели к изданию Указа 1964 года, который лишь частично отменил огульные обвинения военного времени в отношении немецкого населения, проживавшего в районах Поволжья. А в 1979 году известные демонстрации в Казахстане против создания там немецкой автономии перечеркнули ожидания российских немцев получить собственную государственность в пределах СССР.
История российских немцев – самого многочисленного из репрессированных народов России, народа - созидателя, имеющего огромные заслуги перед Родиной в деле развития экономики, науки, культуры, государственного строительства, в течение 250 лет является трагической историей «чужаков», к которым официальная власть неоднократно демонстрировала отношение вражды и неприязни в прямой зависимости от состояния межгосударственных российско-германских отношений, состояния войны или мира.
Время быстротечно. В борьбе за восстановление справедливости по отношению к нашему народу оно мелькает уже десятилетиями. Давно уже ушли из жизни многие из тех, кто начинал общественное движение, кто составлял основу делегаций немцев, добивающихся реабилитации народа, но то, что было заложено ими в основу, - остается и теперь нашим, основным принципом и неизменной позицией. Народ должен быть реабилитирован! Справедливость должна быть восстановлена!
История этих «мелькающих» десятилетий свидетельствует об одном – руководство государством по каким-то неизвестным, непонятным для простого человека причинам не желает реабилитировать российских немцев, уходя от прямого ответа на вопрос: почему?
Считаю, уместным напомнить, что еще в 2001 году на конференции общественности, посвященной 60-летию со дня депортации народа, уже была дана оценка положению дел с его реабилитацией:
«В 1951 году в 10-ую годовщину наш народ находился еще вместе с другими репрессированными народами на спецпоселении и под комендантским надзором. За самовольную отлучку полагалось 20 лет каторжных работ.
В 1961 году, через 4 года после того, как всем другим репрессированным народам была возвращена их государственность, наше старшее поколение оставалось в местах ссылки и добросовестно работало на благо Родины. К тому времени из народа, бывшего до войны первым по уровню грамотности, мы стали одним из последних в СССР по уровню образования. Народ был превращен в сословие «трактористов и доярок».
В 30-ю годовщину,- в 1971 году после двух делегаций немцев в Москву с требованием восстановления республики, была запрещена и закрыта даже национальная художественная самодеятельность как «рассадник автономистских настроений». Продолжал действовать запрет на наше возвращение в родные места, из которых наши предки были выселены.
В 1981 году, когда трагедии исполнилось 40 лет, общественность была в шоке от неожиданного намерения руководства страны создать Немецкую автономную область в Центральном Казахстане. Российские немцы узнали об этом только по мощным организационным антинемецким демонстрациям казахского населения, которые почему – то не подверглись разгону советской властью.
В 1991 году, в 50-ю годовщину депортации мы были как никогда оптимистичны. Однако, августовские события 91 года перечеркнули эти надежды. Это был очень сложный исторический период для всей нашей огромной страны, развалившейся в одночасье и раздираемой центробежными силами. Страна находилась на грани гражданской войны, избежать которой удалось не так просто. Вместе с тем, издание правовых актов о реабилитации народа было отложено на неопределенное время.
В 2001 году, в 60-ю годовщину депортации страна уже уверенно выходила из экономического кризиса, покончила с «парадом суверенитетов», заложила основы укрепления вертикали власти и реформирования ее политического устройства. Продолжался массовый выезд российских немцев в ФРГ. Общественность российских немцев готовила общенациональный съезд, обещавший быть поддержанным со стороны государства, но не состоявшийся. В Государственной Думе не было принято постановление «О мерах по дальнейшей реабилитации российских немцев», приуроченное к 60-летию со дня депортации народа, а Правительство Российской Федерации отрицательно отозвалось о проекте Закона РФ «О реабилитации российских немцев», внесенного в Государственную думу по инициативе комитета по делам национальностей. На долгие четыре года была прервана деятельность Межправительственной российско-германской комиссии. Было упразднено министерство национальностей России, а вместе с ним и Департамент по делам российских немцев.
В 2011 году – в год 70-летия со дня депортации – российские немцы остаются не реабилитированным народом. А чиновники в России и в Германии, на наш взгляд, пытаются «закрыть» Протокол от 10 июля 1992 года «О поэтапном восстановлении государственности российских немцев» и по – новому организовать сотрудничество в развитии Российско – Германских побратимских отношений.
При этом российские чиновники хотели бы перевести проблему реабилитации народа российских немцев в рамки реализации закона «О реабилитации жертв политических репрессий», что далеко не одно и то же и недопустимо в принципе.
Немногим менее 20 лет проблему реабилитации нашего народа решают совместно Россия и Германия в рамках упомянутого Протокола.
К сожалению, не у СССР, а затем и не у России и не у Германии не было четкой концепции решения проблемы народа, хотя они постоянно утверждали обратное. Это, на наш взгляд, особая форма межгосударственной политической игры, где или в роли «козыря», или «заложника» используются российские немцы.
На самом деле ни Россия и ни Германия не имели целью восстановить республику российских немцев. Республика была лишь ширмой, чтобы в то время установить хоть какие-то связи для регулирования наших проблем, но не искренним желанием двух сторон. При этом Германия хотела выбрать из России максимум ценного «человеческого материала» и более глубоко и широко войти в формирующийся экономический рынок России.
А что Россия – наше родное Отечество?
Уже с конца 80-х годов СССР, а потом и Россия все больше зависели от экономической помощи Германии. И если ФРГ ставила вопрос о российских немцах (с 1955 года К. Аденауэр во время визита), то наше государство не могло на это не реагировать.
Что же все-таки произошло? Что так радикально изменило отношение руководства России к положительному решению проблемы реабилитации нашего народа в начале 90-х годов? Почему Президент Ельцин в то время подписывал правильные законы и указы и в то же время публично заявлял, что никакой республики немцев в Поволжье не будет? Что явилось мотивом столь резкого изменения отношения к российским немцам? Для простых российских немцев, ожидающих решения их будущей судьбы это было и остается сегодня непонятным.
Но при таком положении дел не отменены, ни законы, ни указы Президента России, касающиеся решения проблемы нашего народа. Этим самым в неопределенное положение поставлены чиновники, прежде всего российской стороны.
В результате такой лицемерной политики решение проблемы народа не сдвигается с места уже более 20 лет.
Состояние неопределённости чиновников российской стороны вынуждает их искать возможные способы нейтрализации инициатив общественности российских немцев, настаивающей на реабилитации народа.
Общественность, да и сами российские немцы уже давно убедились, что все то, что им навязывали, навязывают, и еще длительное время будут навязывать взамен полной реабилитации их народа – не может сохранить народ, его язык и культуру. Все то, что сегодня делается в пользу российских немцев в рамках государственной целевой программы и программы МВД Германии – это, образно говоря, лечение заведомо обреченного больного таблетками или попытка сохранения плодов деревьев, лишенных корневой основы.
Но давайте зададимся вопросом. Имеется ли какой-то рычаг или механизм у германской стороны для того чтобы Межправительственная российско-германская комиссия, облеченная полномочиями Протокола 1992 года вернулась к своему первоначальному предназначению? Мы считаем, что такой рычаг есть. Это финансирование мероприятий по Программе МВД Германии в пользу российских немцев.
Всем известно, что трудно уличить германского чиновника в бесцельном использовании бюджетных финансовых средств. Они не тратят средства бесцельно. Исходя из этого, германская сторона должна бы была поставить еще в первой половине 90-х годов конкретный вопрос перед российской стороной о том, что если руководство России не собирается реабилитировать российских немцев, то необходимо отказаться от обязательств по Протоколу 1992 года. А, исходя из этого, и нет определенного смысла тратить бюджетные средства Германии в рамках реализуемой Программы МВД, т.к. видимого результата от этого в деле сохранения культуры и языка российских немцев нет, и не предвидится.
Об этом мы информировали германские ведомства. Тем не менее, германская сторона продолжает ежегодно оказывать такую финансовую поддержку. Это, в свою очередь, умиротворяет российских чиновников и общественность российских немцев, специализирующуюся на проектной деятельности. Эти финансовые средства используются уже и для нейтрализации общественного движения, внесения в него раскола и т.д. Наглядный тому пример – рейдерство в отношении Федеральной НКА российских немцев. Все внеочередные заседания Совета и съезды автономии, инициированные со стороны оппонентов, проведены на финансовые средства Германской стороны (апрель, декабрь 2009 г.). Приведенные факты красноречиво подтверждают, что германская сторона под флагом оказания поддержки в пользу российских немцев на самом деле решает свои, более важные дела.
Все это и отступничество от целей Протокола 1992 года есть лицемерный обман российских немцев.
Основную роль в формировании германской политики в решении проблемы российских немцев играет Уполномоченный Федерального Правительства ФРГ по делам переселенцев. Сегодня это г-н К. Бергнер,- депутат Бундестага, Парламентский Статс – секретарь.
Мы считаем, что г-н Бергнер допустил большую ошибку, реформировав ранее устоявшуюся систему финансирования проектов в рамках Программы МВД Германии, суть которой заключается в передаче некоторых (в том числе и финансовых) полномочий германских посреднических организаций общества GTZ, действующих в России в ведение «якобы самих российских немцев».
С этим можно было бы согласиться, если бы у народа российских немцев было свое представительство в органах власти и исполнительные органы, избранные на общенациональном съезде и признаваемые государством. Но…, передавать все это в общественную организацию, руководство которой заведомо против реабилитации народа – это кощунственно, но всячески поддерживается и поощряется чиновниками российской стороны.
Эти решения формализуются через Межправительственную российско – германскую комиссию, которая год от года все более превращается в обременяющий элемент и проводит свои дорогостоящие заседания все далее и далее от Москвы. Хотя то, чем она занимается – распределением денег на совместные российско - германские проекты, - можно было бы решать более экономичным способом, - на уровне рабочей группы этой комиссии.
Вот так обстоят дела с решением проблемы нашего народа.
А как же сам народ – российские немцы? Что народ? Безмолвствует? Нет, он по-прежнему ждет и надеется на восстановление справедливости. Даже там, куда уехали на ПМЖ. А уехали многие и в основном – это носители языка и немецкой культуры. В результате усложнилась ситуация и в России и в Германии и появилась производная проблема от этого – разделенные семьи.
Что выпало на долю оставшихся российских немцев в своем родном Отечестве? Удастся ли нам сохраниться как народу в этой сложной ситуации?
Мы уверены, что без реабилитации нашего народа, воссоздания государственности российских немцев, как это предусмотрено Законом Российской Федерации 1991 года «О реабилитации репрессированных народов» невозможно сохранение и тем более развитие народа.
Все другие меры, предпринимаемые со стороны государства: государственная программа поддержки; самоорганизация российских немцев; компактные поселения; помощь со стороны Германии и т.д. – ничего радикально изменить не в состоянии. В лучшем случае это поддержка тонуса художественной самодеятельности на общественных началах с показом элементов национального фольклора.
Судьбы народов, населяющих Россию, определяются тем, насколько государство, реализуя национальную политику, проявляет о них заботу и создает необходимые условия для их полноправной национальной жизни. Еще древние философы отмечали, что устойчивость государства покоится на благополучии народов, его населяющих.
Сегодня в Российской Федерации такой заботливой государственной политики нет. Действующая Концепция государственной национальной политики 1996 года по поручению президента Российской Федерации еще в 2006 году была направлена на переработку, а новая, предполагающая основной своею целью формирование новой общегражданской идентичности – российский народ, - ещё не появилась и по прошествии пяти лет.
Стремление некоторых политиков отойти от принципа «национальных квартир» по образу и подобию США, не учитывает одного очень важного, принципиального положения. С момента своего возникновения наше Российское государство формировалось как многонациональное. Носителем суверенитета Российской Федерации является ее многонациональный народ, - так определено в Конституции. Национальный вопрос исторически вмонтирован в России в проблему её государственного устройства.
Вместе с тем история государства российского свидетельствует, что практически все политические режимы борются с многонациональностью, норовят каждый раз «распустить» народы, ассимилировать их, унифицировать культуры. С этой целью, как правило, вычленяется из сообщества народов какой-то один – для восхваления или уничтожения. В результате «распускается» и разваливается вся страна, разрушается культура и нравственность. Именно это приводило Россию к развалу. Дважды только в XX веке.
Как же российские немцы ощущают себя в многонациональной семье народов России?
• Считаясь равноправным народом – они не ощущают себя таковым, т.к. справедливость в отношении их не восстановлена. Они и сегодня остаются не реабилитированным народом с вытекающими отсюда последствиями. Обвинение с народа было снято. А наказание продолжает оставаться;
• Российские немцы не имеют своего представительного органа в системе государственной власти в России, что не позволяет им отстаивать интересы своего народа. Следует отметить один очень принципиальный момент. 6 марта 1993 года было принято Постановление Верховного Совета Российской Федерации № 4614 – I «О результатах Учредительного съезда немцев России от 27 февраля 1993 года». Этим постановлением Правительству Российской Федерации предписывалось организовать и создать необходимые условия для представительного органа немцев России. Это постановление и не исполняется и не отменяется.
• Российские немцы проживают дисперсно, а это разрывает национально – семейные связи, усложняет их коммуникационные связи и социализацию.
• Нет возможностей в пользовании национальным языком и следованию традициям национальной культуры;
• Отсутствует национальная система культуры и образования в общей государственной системе культуры и образования.
Следует отметить, что до 1941 года все это было.
Наверное, каждый из нас, по-своему оценивая положение народа, пришел к какому-то определенному для себя выводу относительно дальнейшей судьбы российских немцев в России – одного из народов ее многонациональной семьи. Обмениваясь мнениями по этому вопросу, мы убеждаемся и утверждаемся в том, что при таком правовом положении народ российских немцев – как субъект права со своей национальной культурой и языком, перспективы не имеет. Если исходить из чисто исторического опыта существования государств и народов, то считается, что забвение воли народа (т.е. потеря его стремления к устойчивой самоидентификации и самосохранению) наступает после потери или ассимиляции его третьего поколения.
Применительно к российским немцам такой оценочный параметр может быть только ориентировочным, приблизительным. Если брать отправной точкой 1941 год, то сегодня в России живут три поколения, а если брать 1763 год, - то шесть поколений уже ушли из жизни. Наиболее жесткие условия выживания народа пришлись на период 1941 года по настоящее время. Но при этом забвения воли народа не наступило. Это подтверждается материалами статистики и исследованиями ученых. Российские немцы отличаются устойчивостью к самосохранению и развитию, несмотря на то, что в их среде 80% смешанных браков. В Сибирских регионах (по переписи 2002 года), они по своей численности после русских входят в первую пятерку (Омск, Новосибирск, Кемерово, Томск), а в Алтайском крае занимают второе место. Фактически абсурдная ситуация. С одной стороны народ есть и он устойчиво желает сохраниться и развиваться в своем родном Отечестве – России, а с другой стороны ему в этом препятствует его родное Отечество.
Несмотря на то, что ассимиляция российских немцев достигла угрожающего положения, результаты социологического опроса, проведенного в 2008 году в 19 субъектах Российской Федерации с опросом около 5 000 человек из числа российских немцев показала, что 74,4% респондентов считают себя немцами, но при этом только 9% заявили, что знают немецкий язык в совершенстве, 22,2% свободно общаются на родном языке, а 24% совершенно не владеют немецким языком. На вопрос «В какой степени для Вас значима Ваша национальность?» - 63,2% заявили, что национальная принадлежность имеет для них очень важное значение.
55% респондентов уверены, что немцы были подвергнуты геноциду в СССР. 24,5% заявили, что их немецкость повлияла на их положение в отрицательном смысле.
Вселяет оптимизм ответ на вопрос «Как Вы видите будущее немецкого народа России?». 75,5 % убеждены – Немцы в России есть и будут», а 22,3% считают, что немцы в России и странах СНГ неизбежно буду ассимилированы.
Эти цифры говорят сами за себя.
Особо хочу остановиться на правовом положении российских немцев, проживающих в государствах – бывших республиках СССР. Очевидно, что эмиграционная волна сделала свое дело. Где-то забрала их всех, а где-то оставила, но уже небольшую часть. В основном, это Казахстан, Украина, Кыргызстан, Узбекистан, Белоруссия и Молдова.
Понятно, что они живут в других государствах и являются уже немецкими диаспорами, национальными меньшинствами и группами. Мы считаем, и это соответствует российскому законодательству, что это наши российские соотечественники применительно к бывшему гражданству, а с точки зрения национальности – это, по-видимому, есть уже диаспора российских немцев в том или ином государстве.
Очень важным является то, что действия Закона Российской Федерации 1991 года «О реабилитации репрессированных народов» распространяется и на российских немцев, проживающих сегодня в этих государствах и ФРГ.
Никак не желая вмешиваться во внутренние дела немецких общественных организаций, действующих там, мы отмечаем, что требования по реабилитации и соответствующую работу в этом направлении они поставили на второстепенный план, ориентируясь в основном на проектную деятельность, финансируемую германской стороной.
Поэтому, добиваясь реабилитации нашего народа в России, мы действуем в интересах всех российских немцев, независимо от того, где они проживают. Исходя из этого, мы и создали наш Международный Союз общественных объединений немцев.
Но и те российские немцы, которые уехали на ПМЖ в Германию фактически являются гражданами двух государств, а те, кто отказался от российского гражданства все - равно наши российские соотечественники. Они тоже не остаются равнодушными к тому, как решается проблема в России. Мы считаем, что их основной задачей является скорейшая интеграция в германское общество. Иначе, зачем туда уезжать? Но при этом необходимо иметь ввиду, что существует и иная точка зрения, - сохранение российских немцев в Германии с предъявлением полного пакета требований (представительство, система культуры, образования и т.д.). Обосновывается это тем, что численность российских немцев там велика (2,5 млн.), а это избиратели со своими требованиями.
На наш взгляд – это абсурдно, а политически – не дальновидно. Своеобразным мотивирующим фактором в этом случае является и позиция Минрегионразвития России, чиновники которого в рамках реализации Программы «Соотечественники» хотят использовать российских немцев и их проблему в качестве «моста дружбы» в межгосударственных российско-германских отношениях. Затея вообще-то неплохая и до определенного уровня полезная, но, как только в среде российских немцев в ФРГ будет спровоцирована и поддержана идея предоставления им самостоятельности, - непременно быть беде. Это очень опасно, т.к. это или прямо или косвенно потребует вовлечение в конфликт российских немцев, проживающих в России.
В начале этого года появились статьи и тиражируются для общественного обсуждения на предмет введения нового этнонима «германороссы» взамен «российские немцы». Свое категорически отрицательное мнение мы высказали нашим коллегам из Всегерманского интеграционного совета немцев из России. Основывались мы, прежде всего, на строго исторически научных фактах, за что искренне благодарим профессора Чеботареву Валентину Георгиевну – известного ученого – специалиста по истории российских немцев. Что за всем этим стоит – не трудно догадаться. Это умышленный вброс в общественную среду провоцирующей идеи с задачей, как один из вариантов – организовать «бурное» ее обсуждение, что, вполне естественно, внесет «раздрай» в сообщество и сумятицу в понятийный аппарат. А чиновник создаст ещё одну «увертку»для непринятия мер по реабилитации немцев, дескать, нет теперь российских немцев, а есть «германороссы», о которых в правовых актах нигде ничего не сказано и т.д.
Обидно и досадно, что российским немцам отказывали и отказывают в реабилитации по различным, в основном надуманным, причинам: то немцы казахстанскую целину оставят без заботливых трудолюбивых рук, то экономический кризис, то внутриполитическая борьба в руководстве государства, то нет особой актуальности в законе «О реабилитации репрессированных народов».
А время идет, а народ ждет. Вот уже 70 лет ждет и надеется.
В год 70-летия со дня депортации нашего народа, мы в очередной раз обратились к Президенту Российской Федерации, к Председателю правительства Российской Федерации, к председателю Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, в Общественную Палату Российской Федерации, во все парламентские партии и к руководителям их фракций в Государственной Думе с просьбой о реабилитации нашего народа. Кроме того, мы обратились во все фракции политических партий ФРГ с просьбой о проведении парламентских слушаний по поводу эффективности выделяемых Германской стороной средств в пользу российских немцев.
Скажу прямо. Неожиданных ответов нет. Все остается в рамках традиционной чиновничьей процедуры.
От Ассоциации «Содружество» в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации подано заявление с просьбой в порядке осуществления надзора за исполнением Конституции российской Федерации и законов, действующих на территории Российской Федерации, разъяснить, почему в отношении российских немцев не исполнен Закон российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов», а так же Указ Президента Российской Федерации 1992 года «О неотложных мерах по реабилитации российских немцев».
Ответы на все наши письма и запросы вы можете посмотреть здесь и сейчас.
Мы и впредь будем использовать все имеющиеся возможности для решения судьбы нашего народа – его реабилитации.
Можем выразить только сожаление, что какая - то часть региональных общественных организаций отошла от принципиальных позиций в пользу проектной деятельности, но … это дело временное. Они все равно вернутся, потому что и среди них тоже есть представители нашего народа.
Будем продолжать нашу работу с верой и надеждой.
Спасибо за внимание.[/spoiler]