Две депортации: японская - в США и немецкая - в СССР

Вопросы, связанные с депортацией российских немцев в 1941 г.; трудармия и спецпоселения; книги памяти трудармейцев; поиск трудармейцев.
Депортация по эшелонам
Ответить
Аватара пользователя
Bangert
Постоянный участник
Сообщения: 1792
Зарегистрирован: 08 янв 2011, 16:50
Благодарил (а): 6350 раз
Поблагодарили: 5689 раз

Две депортации: японская - в США и немецкая - в СССР

Сообщение Bangert »

Две депортации: японская - в США и немецкая - в СССР


Проф. Павел Полян (Фрайбург)


22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз, а 28 августа, то есть спустя два месяца и шесть дней, Верховный Совет СССР издал Постановление о депортации немецкого населения из Поволжья в глубь территории страны. 7 декабря 1941 года Япония атаковала военно-морскую базу в Пирл-Харборе на Гавайях. Назавтра США объявили агрессору войну. В течение первых пяти дней войны были арестованы или интернированы около 2100 этнических японцев как лица, подозреваемые в шпионаже, а 16 февраля арестовали и интернировали еще около 2200 японцев.

Первые японские эмигранты прибыли на Гавайи и на восточное побережье США за 60 лет до Пирл-Харбора – в 1891 году. Этих первых иммигрантов – «иссей» – влекло сюда то же, что и всех остальных эмигрантов: свобода, как личная, так и экономическая; надежда на лучшую, чем у себя на родине, жизнь. Уже к 1910 году таких «иссей» в США было 100 тысяч. Их не останавливали даже те рогатки, что ставила им американская бюрократия, например, в получении американского гражданства, ни антияпонская истерическая кампания, которую – без тени существующей сегодня политкорректности – вели против них американские расисты (Американский легион, Лига – за исключение японцев и другие организации).

Государственные органы явно прислушивались к этим голосам, и потому все законные возможности для продолжения японской иммиграции были перекрыты еще в 1924 году при президенте Кулидже. Тем не менее, многие «иссеи» испытывали восторг перед Америкой, не закрывавшей перед ними пути и лазейки хотя бы для их экономического роста. Тем более что в Америке появились и «нисеи»: японцы – американские граждане. Ведь согласно американской Конституции, дети даже самых бесправных иммигрантов – равноправные американские граждане, если они родились на территории США.

Более того, ко времени начала войны «нисеи» составляли значительное большинство среди американских японцев, и общая лояльность японской общины была подтверждена авторитетным отчетом Комиссии Куриса Мансона, созданной МИД США: никакой внутренней японской угрозы нет и никакого восстания в Калифорнии или на Гавайских островах ожидать не приходится!

В средствах массовой информации, однако, звучала иная музыка. Газеты и радио распространяли мнения о японцах как о пятой колонне, о необходимости выселить их с Тихоокеанского побережья как можно дальше и как можно скорей. К этому хору вскоре присоединились и политики высокого ранга, такие, как губернатор Калифорнии Олсон, мэр Лос-Анжелеса Браурон и, в особенности, Генеральный прокурор США Фрэнсис Биддл.

5 января 1942 года все американские военнослужащие японского происхождения были уволены из армии или переведены на подсобные работы, а 19 февраля 1942 года, то есть спустя два месяца и девять дней после начала войны, президент Рузвельт подписал правительственное распоряжение № 9066 об интернировании и депортации 110 тысяч американских японцев из оперативного района первой категории, то есть со всего западного побережья Тихого океана, а также вдоль границы с Мексикой в штате Аризона. Назавтра военный министр Генри Л. Симпсон назначил генерал-лейтенанта Джона де Витта ответственным за исполнение этого приказа. В помощь ему был создан Национальный комитет по изучению миграций во имя национальной безопасности («Комитет Толана»).

В США депортации японцев мало походили на депортации немцев в СССР. Поначалу японцам предложили депортироваться… самим! То есть переселиться к своим родственникам, проживающим в центральных или восточных штатах. Пока выяснилось, что родственников таких практически ни у кого нет, большинство оставалось у себя дома. Таким образом, в конце марта 1942 года более 100 тыс. японцев всё еще проживали в пределах запретной для них первой оперативной зоны Тогда «на помощь» пришло государство, на скорую руку создавшее две сети лагерей для интернированных японцев. Первая сеть – 12 сборно-распределительных лагерей, охраняемых и с колючей проволокой. Они находились сравнительно недалеко: большинство лагерей размещалось тут же – в глубине штатов Калифорнии, Орегоны, Вашингтон и Аризоны.

То, что происходило с японцами на американском континенте, было чистой воды расизмом, никакой военной необходимости в этом не было. Забавно, что японцев, проживавших на Гавайях, можно сказать, в прифронтовой зоне, никогда и никуда не переселяли: их экономическая роль в жизни Гавайских островов была настолько важна, что никакие спекуляции не могли ее перешибить! Японцам давали одну неделю на устройство своих дел, но продажа дома или имущества не были обязательными условиями: институт частной собственности оставался незыблемым. Японцев свозили в лагеря автобусами и поездами под охраной.

Надо сказать, что бытовые условия там были весьма плачевными. Но уже в июне-октябре 1942 года большая часть японцев была перемещена в сеть из 10 стационарных лагерей, располагавшихся уже гораздо дальше от побережья, – во втором или третьем ряду западных американских штатов: в Юта, Айдахо, Аризоны, Вайоминге, Колорадо, а два лагеря – даже в Арканзасе, в южной части центрального пояса США. Бытовые условия были уже на уровне американских стандартов, но климат для новоселов был тяжел: вместо ровной калифорнийской погоды – суровый континентальный климат со значительными годовыми перепадами температур.

Реабилитация японцев началась почти одновременно с депортацией – с октября 1942 года. Японцам, признанным после проверки (а каждому вручалась специальная анкета!) лояльными США возвращалась личная свобода и право свободного поселения: повсюду в США, кроме той зоны, откуда их депортировали. Тех, кого признали нелояльными, свозили в особый лагерь в Тьюл Лэйке в Калифорнии, просуществовавший до 20 марта 1946 года.

Большинство японцев принимали свою депортацию со смирением, полагая, что это и есть лучший способ выражения лояльности. Но некоторые отказывались признавать депортацию законной и, оспаривая приказ Рузвельта, обращались в суд. Так, Фред Коремацу наотрез отказался добровольно покидать свой дом в Сан Левандро, а когда его арестовали, подал иск о неправомочии государства переселять или арестовывать людей на основании расовой принадлежности. Верховный суд рассудил так: Коремацу и остальных японцев подвергают репрессиям не потому, что они японцы, а потому, что состояние войны с Японией и военное положение сделали необходимым их временную разлуку с западным побережьем. Иезуиты, завидуйте! Удачливее оказалась Мицуе Эндо. Ее иск был сформулирован тоньше: у правительства нет права перемещать лояльных граждан без указания причин для такого перемещения. И она в 1944 году выиграла процесс, а вместе с ней выиграли и все остальные «нисеи» (граждане США). Возвращаться им было разрешено также и в места их довоенного проживания.

Вскоре реабилитация была распространена и на «иссеев», которым, начиная с 1952 года, было разрешено обращаться за получением гражданства. В 1980 году Конгресс создал специальную комиссию по изучению обстоятельств появления приказа № 9066 и обстоятельств самой депортации. Вывод комиссии был четок: приказ Рузвельта был незаконен. Комиссия рекомендовала выплатить каждому бывшему японцу-депортанту 20 тыс. долларов в качестве компенсации за незаконное и насильственное перемещение. В октябре 1990 года каждый из них получил индивидуальное письмо от президента Буша-старшего со словами извинения и осуждения былого беззакония. А вскоре пришли и чеки на компенсацию.

Как видим, первоначальное сходство депортации японцев с депортацией советских немцев исчезло уже в первые два месяца. Предложений отправиться «на спецпоселение» к дяде или тете советским немцам никто не делал, правда неделю на сборы и распродажу частной собственности давали, но на этом и заканчивалось сходство. Японцам не доверяли в США настолько, что их даже не призвали во что-то подобное советской «Трудармии», да и не было таковой в «отсталых» Штатах. В отличие от японских, немецкие иски о неправомерности депортации Верховный суд СССР, видимо, не получал, а потому и не рассматривал. Личную свободу немцы получили лишь в 1955-1956 гг., то есть спустя 15-16 лет после депортации, но без права возвращаться домой. С японцами они сравнялись и в том, что у обоих «вражеских» народов в одинаковой степени не было своей этнической государственности. Да и письменно перед советскими немцами никто не извинился, а то, как это сделал устно Ельцин, можно было и не произносить. Всё бы ничего, но в последнее время о японских депортациях вспомнили и российские историки-сталинисты. Прямо или косвенно обслуживая президентскую комиссию «По противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России», они явно становятся всё начитаннее и изощреннее.

Маленькая цитата из статьи известного сталиниста Игоря Пыхалова: «Обличители Сталина представляют депортации народов во время Великой Отечественной войны как неслыханное злодеяние. Между тем, подобная мера вовсе не являлась чем-то необычным. <…> 19 февраля 1942 года, спустя два с небольшим месяца после начала войны с Японией, президент США Рузвельт подписал указ о выселении из западных штатов лиц японской национальности и размещении их в лагерях в центральной части страны. <…> В ходе перестроечной истерии крушившие державу «борцы с тоталитарным режимом» активно использовали националистическую карту. И сегодня тема «репрессированных народов» остается благодатным полем для антироссийских спекуляций».

И действительно: в том, что сделали со своими японцами американцы в 1941-1944 гг., ничего симпатичного нет. Это было и беззаконием, и преступлением. Но ощутите всё-таки и разницу!

https://www.partner-inform.de/partner/d ... sr?lang=ru
Интересует, фамилия Bangert из Dittel
фамилия Diener из Katharinenstadt/Marxstadt/Warenburg
фамилия Krug из Krazke
фамилия Kramer из Katharinenstadt
Horch Nikolay
Постоянный участник
Сообщения: 191
Зарегистрирован: 04 июл 2016, 17:45
Благодарил (а): 562 раза
Поблагодарили: 86 раз

Две депортации: японская - в США и немецкая - в СССР

Сообщение Horch Nikolay »

давали одну неделю на устройство своих дел, но продажа дома или имущества не были обязательными условиями: институт частной собственности оставался незыблемым
Очень интересно, с нашими то по другому было!
Horch aus Grossliebental(Odessa),Deufel ( Deifel,Teufel ) aus Peterstal ( Odessa).
Schaefer aus Neufriedental(Armawir),
Reinhardt aus Neufriedental (Armawir)und Stahl am Tarlyk(Степное).
Gedmatch SY4687618,
BL4097957
VGV2017
Любитель
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 20 июн 2017, 07:58
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 13 раз

Две депортации: японская - в США и немецкая - в СССР

Сообщение VGV2017 »

Я всегда у сравнивателей кивающих,а вот у них в США бла бла бла…спрашиваю: Назовите число жертв среди интернированных японцев ? В ответ,либо несуразное мычание,либо ложь и цифры с потолка.
Ответить

Вернуться в «Депортация и трудармия»