Программа Фурного ремесла при Ивановской земской ремесленной мастерской.
ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД.
1-е полугодие
Ознакомление с обрабатывающими и вспомогательными с этой целью:
а) Производится распиловка досок или брусков перпендикулярно волокнам дерева.
б) Распиловка дерева долевая по прямой линии.
в) Распиловка брусков и досок по волнистым линиям.
г) Строгание брусков под планку, угольником и до линии намеченной рейсмасом
д) Отметка на бруске требуемой длины и опиливание торца, с нарезкой по линии стамеской.
е) Сделать ручку на бурав, молоток и кулак, стамеску и долото.
ж) Сделать верстачные полки, замещающих в некоторых случаях банка.
з) Сделать, шканты круглые, или граненые служащие при соединении передних развор с дышлом и задних развор между собой.
и) Сделать средник для пилы и подкладку под круга фур.
i) Сверление и долбежка
2-е полугодие
Строгание по размеру простых фурных частей не придавая таковым требуемой фигурной формы как-то : ручиц, вальков,. Подушек, щебелей и поперечников для развор.
б) Клей как соединительное вещество, приготовление и варка, употребление, тторговые сорта, направление таковых.
в) Для применения клея на практике: склеить две доски кромка с кромкой, плашка с плашкой и торец с торцом.
г) Ознакомление с самими употребительными породами деревьев, их формой, размерами по длин и толщин, с разъяснением цвета древесины. '^:
ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ГОД.
Третье полугодие.
а) Приготовление частей отдельных для фур, придав им, требуемую форму например: ручиц, вальков, поперечников, развор передних, задних и дышел, подлесннков, щебелей и барков.
б) Знакомство с краской и способами окраски.
в) Знакомство с значением инструментов, распределение последних на режущие, скоблящие, раскалывающие, измерительные, чертежные и вспомогательные, отточка инструментов.
г) Ознакомление с породами дерева: лиственные и хвойные, названия отдельных частей дерева и какие из таковых применяется на практике, корень, ствол, комель, вершина, сучья, листья, кора, заболонь, древесина, сердцевина, сердцевинные лучи, коры и слои.
Четвертое полугодие.
а) Приготовление и вязка отдельных частей для фур, полуфурков и тарантасов как-то: угольника, грядки, круга, дрожины, спицы, ободья, подушки тарантасные и оси.
б) Точка ручек на струга, подпилки и стамески, колков на вешалки, винтов для струбцинок и верстаков, нарезка вннтов и гаек.
в) Пороки дерева : коробление, растрескивание, усушка, гниль, червоточина, косослой, наросты, ветриницы, предохранение от растрескивания и коробления, сушка естественная и искусственная.
ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД.
5- е полугодие.
а) Приготовление всех частей на фуры, полуфурки и тарантасы и сборка таковых частей.
б) Точка ступиц, приготовление ободья; размеры на колеса.
6-е полугодие
а) Сборка колес и повторение всего пройденного.
Выдержки из геометрии.
а) О линиях: прямая, ломаная, волнистая; пересечете прямой и волнистой; деление линии пополам и на три части посредством циркуля и линейки; линии параллельные и наклонные.
б) О углах: углы вострые, прямые и тупые, деление углов пополам, число градусов в прямом угле, измерение всех углов; транспортир.
в) О окружности: число градусов в окружности, диаметре, радиусе, хорда, касательные; деление окружности на 3, 6, 12, 5, 10, 11 частей; нахождение центра окружности при помощи циркуля и линейки.
г) Построение овала.
д) Понятие о треугольнике, прямоугольнике, квадрате, кубе, конусе, цилиндре, призме и пирамиде.
е) Масштаб
ж) Понятие о том: что такое рисование и что такое черчение.
Для наблюдения же за деятельностью мастерских для проверки их отчетности и для улучшения материального положения мастерских земством образованы попечительства, права и обязанности которых изложены в особых инструкциях (стр. 37 журнального совещания учителей) и заключаются в следующем:
§ 1) В состав попечительства избирается Земским- Собранием не менее трех лиц.
§ 2) Число членов может по усмотрению Собрания быть увеличено избранием новых лиц по собственному усмотрению или представлению попечительства,
§ 3) Попечительство избирает из среды своей председателя на трехлетний срок.
§ 4) Мастера входят в составь попечительства на правах членов.
§ 5) Заседания назначаются по мере надобности и дела решаются по большинству голосов; при равенстве голосов, голос председателя дает перевес.
§ 6) Bcе решения попечительства, требующие изменения существующего положения о школах, представляются на утверждение земской управе.
§ 7) К обязанностям попечительства относятся:
а) наблюдение за порядком и правильным ведением занятий в мастерской;
б) попечение об изыскании способов к увеличению денежных средств;
в) изыскание средств к устройству общежитий и возможению беднейшим ученикам;
г) содействие определению окончивших курс к занятиям, соответствующим их подготовке;
д) наблюдение за исправностью и сохранностью материальной части. мастерской и поверка не менее одного раза в год имущества по инвентарю и материальным книгам, приноравливая таковую к более свободному от занятой времени;
е) предварительное рассмотрение, составленных для Управы мастерскими, годовых отчетов и смет и представление по оным своего заключения.
§ 8) Члены попечительства о всем замеченном ими при осмотре мастерских доводят до сведения попечительства, а если признают нужным в важных случаях сообщают и Земской Управе.
Земские учебные мастерские принимают заказы, подряды и изготовляют изделия для продажи, а также про производят ремонт и сборку сельскохозяйственных машин и орудий, при чем обращают внимание на то, чтобы вырученными от заказов и продажи изделий деньгами покрыть хотя бы часть расходов.
При такой постановка обучения ремеслу, ученики научается ценить время и материалы, употребляемые на изделия, что кроме развития в учениках способности рассчитывать стоимость изделия , удешевляет содержание учебных мастерских.
Каждая мастерская должна быть оборудована сверлильными, токарными и строгальными станками, шлифовальными наждачными кругами, механическими дыропробивателями, кузницы же вентиляторами; человеческая сила должна быть заменена механической. Только при таком оборудовании мастерские будут иметь возможность изготовлять большинство запасных частей для земледельческих машин и орудий и брать более крупные и сложные ремонты, что будет способствовать расширению практических знаний учеников, содействовать необходимому знакомству как с общим устройством разных машин, так и отдельных их частей и увеличит продуктивность мастерских.Находя возможно полное оборудование мастерских весьма необходимым для их дальнейшего существования и процветания, земство в 1912-м году приобрело на средства, отпущенные Главным Управлением Землеустройства и Земледелия, токарные станки-самоточки и к имеющимся двум двигателям прибавило еще четыре системы «БОЛИНДВРА» в три лошадиных силы каждый.
Почти все население (до 98 человек из 100) Новоузенскаго уезда занимается исключительно земледелием; учреждение ремесленных мастерских в нашем уезде приобретает таким образом значение весьма существенное; огромную важность имеет при этом вонрос об учителях-мастерах, которым было-бы возможно вверить руководство мастерскими. Исходя из этих соображений, прошлое 48-е очередное земское собрание постановило командировать трех своих выучеников в инструкторские школы, ассигновав на это (согласно предложению Главного Управления Землеустройства и Земледелия) по 120 руб в год на человека.
Из сведений об окончивших курс ремесленных ;учебных мастерских Новоузенского Земства с самого их основания видно, что:
1) 22, 5% проживают в своих селах и полученные познания применяют в своем хозяйстве.
2) 20, 5 % имеют свои мастерские, большею частью без наемных рабочих и зарабатывают в год от 150 до 600 рублей.
3) 37% находятся на постоянной службе при кузницах, двигателях, машинах и частных мастерских, зарабатывая от 10 до 45 рублей в месяц;
4) 15 % неизвестно где находятся и чем занимаются.
5) 5 % отбывают воинскую повинность, состоя по большей части прикомандированными к специальным мастерским.
Более наглядно это представит нижеследующая таблица
.
.
Таблица эта ясно показывает, что мастерские оправдали задачу дать населению людей опытных по уходу и ремонту сельскохозяйственных машин и орудий, а главное подготовить таких мастеров, которые оставались бы в деревне и ее нуждам посвящали бы свою деятельность.Нельзя делать заключения о безуспешности тех 25,5% учившихся, которые работают в своих хозяйствах: в мастерских, как это установлено теми же сведениями обучаются и дети зажиточных крестьян собственного хозяйства и, таким образом, крестьянин в лице своего сына имеет помощника, достаточно знакомого с машинами. Чтобы дать возможность окончившим открывать свои мастерские, им выдается безвозвратно на первоначальное обзаведете на 12 руб. самых необходимых инструментов и материалы по заготовительной цене, а нуждающихся в заказах снабжаются работой.
В некоторых случаях ученики, окончив курс в мастерских, с целью дальнейшего усовершенствования, остаются в качестве издольщиков. Плата им за изделия производится по выработанным положением о мастерских правилам, т.. е. за издельную работу они получают 90°/0 стоимости работы,, а 10% отчисляют на ремонт инструментов. При таком положении заработок издольщика равняется 12—15 руб. в месяц; но в настоящее время приходится часто отказывать окончившим ученикам в приеме их в качестве издольщиков, так как размеры помещений мастерских недостаточны.
Связь между школой и бывшими ее учениками таким образом не теряется. Для удовлетворения же запросов на материалы и отпуска их по заготовительной цене бывшим ученикам земство ассигновало в 1903 году 300 р.Изделия учебных мастерских сбываются в отделениях сельскохозяйственного склада земства и частным покупателям при мастерской.
Население уезда уже прониклось сознанием несомненной пользы от изучения ремесла, о чем свидетельствует увеличивающийся из года в год наплыв желающих поступить в школы. Об этом же свидетельствует ряд ходатайств сельских обществ об открытии ремесленных школ.
Прошлое 48-е очередное земское собрание, рассмотрев все эти ходатайства, нашло возможным удовлетворить только одно из них—Федоровского общества. Общество это предоставило в распоряжение земства вполне соответствующее здание и пункт этот находится в благоприятных условиях для деятельности мастерских. С 1913 года земство таким образом будет иметь 12-т столярно-токарных и кузнечно-слесарных учебных мастерских в следующих пунктах: Новоузенске, Александровом-Гае, Малом-Узене, Куриловке, Колышкине и Красном-Яру (русском); в с. Ивановке и Федоровке столярно- фурные с соответствующими кузнечно-слесарными отделениями и субсидируемую министерством торговли и промышленности сельскую ремесленную мастерскую в с, Дергачах, т. е. всего 18- ремесленных мастерских разных специальностей. .
Сопоставляя цифры учащихся и окончивших курс учения и сметные ассигнования, мы получим следующую таблицу:
.
.
Как видно из таблицы и диаграммы, рост числа обучающихся и оканчивающих курс обучения начиная с 1905-го гола подвержен весьма незначительным колебаниям, что объясняется тем, что с этого года новых , школ не было открыто, а помещения существующих уже переполнены и увеличить число обучающихся уже нет возможности
Деятельность мастерских за последний 1911-й учебный год выразилась в следующем:
.
.
В среднем производительность одного ученика равняется 22 руб. 81 коп.; но если мы примем во внимание, что в первый год обучения ученики большею частью- обучаются только одним приемам работы и что их почти нельзя принимать к учету, то производительность остальных работоспособных учеников увеличивается на одну треть, т. е. будет равна 34 руб. 21 коп.
В виду того, что Дергачевская ремесленная школа принадлежит к типу сельских ремесленных мастерских (субсидируемых по положению министерства финансов ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 10-го марта 1897 г. и работающих по отдельной программе), ее деятельность и цифровые данные но ней в вышеизложенное описание ремесленных мастерских не входила, почему необходимо привести отчет этой мастерской отдельно.