Образовательные учреждения

Из истории поволжских немцев.
Аватара пользователя
Alex Brester
Модератор
Сообщения: 1357
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 14:45
Благодарил (а): 660 раз
Поблагодарили: 2371 раз

Образовательные учреждения

Сообщение Alex Brester » 29 мар 2012, 09:32

Тема для обсуждения вопросов, связанных с историей образовательных учреждений в немецком Поволжье




Самые разные, в том числе детские дома, специализированные школы и т.п.

Аватара пользователя
Константин
Постоянный участник
Сообщения: 7280
Зарегистрирован: 09 янв 2011, 19:45
Благодарил (а): 444 раза
Поблагодарили: 6485 раз

Re: Образовательные учреждения

Сообщение Константин » 01 мар 2013, 19:37

Камышин - намнoгo крупнее гoрoд был. Близoсть тут не причем, не замoрачивайтесь.
Ищу: всех Мунц (с.Усть-Грязнуха, с.Каменка, с.Штреккерау), всех Кизнер, Штремель и Якоб (с.Гнилушка), Шмидт и Шехтель из с.Каменка, 1858-1941.

Аватара пользователя
Sibiriak
Постоянный участник
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 27 фев 2013, 09:08
Благодарил (а): 248 раз
Поблагодарили: 132 раза

Re: Образовательные учреждения

Сообщение Sibiriak » 10 май 2013, 09:58

Здравствуйте! Интересует информация о Караульно-буерачном католическом училище,буду рад воспользоваться Вашей помощью! С уваженим Юрий.
Ищу всех Гарейс(Gareis),Цвенгер(Zwenger)из Штреккерау(Ново-Каменка),Kohler(Караульный буерак),Гитлейн(Gitlein),Martinewski из Hildmann(Пановка).

golos
Постоянный участник
Сообщения: 1117
Зарегистрирован: 07 дек 2011, 21:03
Благодарил (а): 4372 раза
Поблагодарили: 4453 раза

Re: Образовательные учреждения

Сообщение golos » 15 фев 2014, 19:37

Школьное образование российских немцев дореволюционной России как фактор человеческой деятельности (историографический обзор)

Библиографическое описание: Предигер Б. И. Школьное образование российских немцев дореволюционной России как фактор человеческой деятельности (историографический обзор) [Текст] / Б. И. Предигер // Вопросы исторической науки: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2012 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2012. — С. 64-68.

Представленный в обзоре широкий спектр вопросов по истории развития начального народного, частного и среднего образования российских немцев в период становления немецких школ и до 1917г. в целом отражают историю и культуру на разных этапах развития. Для наиболее осмысленного взгляда на проблему привлечен дополнительный материал по школьному образованию, культуре и социально-экономическому положению немецкого населения, деятельности немецких обществ и взгляд на проблему в современных публикациях: «Положение земских учителей Пермской губернии в начале XXв.» (Н.М. Ушакова); «Корейская церковная школа на русском Дальнем Востоке в конце XIX-начале XXвв.» (Хон Чжом Сук); «Кадровое обеспечение модернизации образования» (Н.В. Попкова); «Немцы Среднего Поволжья (меннонитская группа) (Н.В. Овсянникова); «Сообщение Энгельского краеведческого музея о проблемах культурологи и региональной истории»; «Анализ этнических и социальных характеристик поселян-собственников лютеранского населения Саратовской губернии второй половины XIX-начала XXвв.», «О лютеранстве в социально-экономическом пространстве Саратовской губернии второй половины XIX-начала XXвв.», «Обзор архивных фондов Саратовской и Волгоградской области по истории народного просвещения детей немецких колонистов в Саратовском Поволжье 1906-1916гг.» (Б.И. Предигер), «Немецкий вопрос в Государственной думе (1906-1917гг.)» (С.В. Баах); «Положение колонистов Поволжья в политике Германского рейха во время Первой мировой войны» (А. Айсфельд); «Концепция цикличности российской истории» (Л.Ю. Зайцева); «10 лет конференциям в Анапе и Москве: вопросы, ответы, перспективы» (В. Хердт)...

Полностью здесь http://www.moluch.ru/conf/hist/archive/53/1604/

Аватара пользователя
YUriy.Volf
Любитель
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 22 фев 2014, 20:23
Благодарил (а): 118 раз
Поблагодарили: 34 раза

Re: Образовательные учреждения

Сообщение YUriy.Volf » 04 мар 2016, 22:30

Здравствуйте! Уважаемые форумчане, в 2015 году отпраздновала своё 235-летие Нижне Добринская среднея школа (Камышинский район), работающая до настоящего времени в построенном колонистами кирпичном здании в 1780 году.В 1927 году на здании был достроен 2-ой этаж. Пытался найти в интернете ответ на вопрос, а много ли в России школ столь почтенного возраста и пока нашёл только Питершуле (1709 г.Санкт-Питербург), также, как и Добринская -лютеранская церковно приходская. Школьное образование в России берёт своё начало с Указа Екатерины -2 о создании Комиссии по учреждению народных училищ, по этому,пришёл к выводу,что школы такого же возраста или старше могут быть в бывших коронных немецких колониях Поволжья.Во многих исторических справках по колониям наличие церковно приходских школ совпадает с годом основания поселений. В этой связи просил бы форумчан поделиться информацией, сохранились ли в какой из бывших колоний школы, функционирующие в зданиях постройки конца 18 века?

AndI
Модератор
Сообщения: 2231
Зарегистрирован: 01 янв 2011, 20:09
Благодарил (а): 3120 раз
Поблагодарили: 7333 раза

Re: Образовательные учреждения

Сообщение AndI » 04 мар 2016, 23:54

YUriy.Volf писал(а):Здравствуйте! Уважаемые форумчане, в 2015 году отпраздновала своё 235-летие Нижне Добринская среднея школа (Камышинский район), работающая до настоящего времени в построенном колонистами кирпичном здании в 1780 году.В 1927 году на здании был достроен 2-ой этаж. Пытался найти в интернете ответ на вопрос, а много ли в России школ столь почтенного возраста и пока нашёл только Питершуле (1709 г.Санкт-Питербург), также, как и Добринская -лютеранская церковно приходская.


По этому поводу Вам будет небезинтересно прочесть следующее

админ писал(а):Откуда родился год постройки этого здания, 1780-ый, я могу объяснить. Сразу скажу, что это глубокое заблуждение и здание относится к 19 веку, а не к 18-ому. Тот, кто первый придумал эту дату и распространил её в интернете, не задумываясь, взял её у А.Н. Минха, который указал в Историко-географическом словаре Саратовской губернии [с. 231-234] буквально следующее:

«Добринка Нижняя (Нижняя Добринка), Добринка тоже, колония поселян собственников, бывших колонистов, немцев лютеран и частью баптистов, Камышинского уезда, Усть-Кулалинской волости; расположена под 50° 18' сев. широты и 15° 24' вост. долготы от Пулкова, на правом берегу Волги, у впадающей в нее речки Добринки (давшей ей имя), к которой имеется несколько удобных подъездов. В селе каменная лютеранская церковь, крытая железом и освященная в 1845 г., церковно-приходская школа, существующая с 1780 г.


Жирным шрифтом выделено мной. То, что ЦПШ существовала в Добринке с 1780 года, это совершенно не означает, что сохранившееся до наших дней здание бывшей школы, было построено в этом году. Учитывая все обстоятельства, смею утверждать, что время постройки данного здания относится к 19 веку. Если вновь обратиться к Минху, то мы узнаем из его описания, что в Добринке имелась земская школа с 1886 г. Этот год и надо рассматривать как год постройки сохранившегося здания школы. Будучи в Добринке в июле 2014 г. я говорил об этом местным краеведам. Но миф о том, что в селе до наших дней стоит школа, построенная в 1780 г., продолжает жить. Человек так устроен, что ему нужны мифы...


viewtopic.php?p=115565#p115565

Аватара пользователя
YUriy.Volf
Любитель
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 22 фев 2014, 20:23
Благодарил (а): 118 раз
Поблагодарили: 34 раза

Re: Образовательные учреждения

Сообщение YUriy.Volf » 05 мар 2016, 00:54

Очень сомневаюсь, что в колонии в течении 16 лет с её основания не было церковно приходской школы.Лютеране обучали своих детей грамоте с 5-ти лет.Поэтому я и написал,что во многих колониях существование ЦПШ упоминается с года их основания.Сама фраза о том,что школа существовала с 1780 года никак не отвергает того, что она тогда же построена, а только лишь подвергает сомнению. Всё дело в том,что в селе имеется и второе здание, которое и было построено в 1886 году как земская школа,которое и поныне является школьным.

Аватара пользователя
YUriy.Volf
Любитель
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 22 фев 2014, 20:23
Благодарил (а): 118 раз
Поблагодарили: 34 раза

Re: Образовательные учреждения

Сообщение YUriy.Volf » 24 мар 2016, 19:39

Ещё раз взвесив все за и против, пришёл к выводу,что в1780 году школа в Нижней Добринке не могла быть построена по многим причинам. Строительство из кирпича в те времена было дорогим удовольствием, а проживавшие на тот период 60-70 семей были богаты только своими долгами. По имеющимся у меня данным,даже в Камышине нет кирпичных строений сохранившихся с 18 века.Была церковь 1724-26 годов,но её постигла печальная участь большинства культовых сооружений в известные нам времена. Так что дата строительства земской школы и есть дата постройки ныне существующего школьного здания.

Аватара пользователя
MiLana
Постоянный участник
Сообщения: 949
Зарегистрирован: 21 янв 2011, 22:16
Благодарил (а): 3006 раз
Поблагодарили: 1339 раз

Re: Образовательные учреждения

Сообщение MiLana » 25 мар 2016, 16:53

YUriy.Volf писал(а):Лютеране обучали своих детей грамоте с 5-ти лет

Не могу сказать про Поволжье, но на Алтае (и 100 лет спустя) по известным мне архивным данным обучение начиналось с 8 лет :-[
Ищу данные на
Верле Кристофа и Фридерику Шмидт, оба са 1830х г. р.(Mühlhausendorf/Старошведские кол. (1804-80), Ногайск, Давсун (1885-90),
Урих и Фрайденбергер из Фриденберга,
Браковских: Михеля и Кристину (Ковальскую) са 1830х р., умерли в Давсуне?

Аватара пользователя
YUriy.Volf
Любитель
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 22 фев 2014, 20:23
Благодарил (а): 118 раз
Поблагодарили: 34 раза

Re: Образовательные учреждения

Сообщение YUriy.Volf » 25 мар 2016, 20:34

MiLana писал(а):Не могу сказать про Поволжье, но на Алтае (и 100 лет спустя) по известным мне архивным данным обучение начиналось с 8 лет
Не буду спорить,но такую информацию я нашёл на страницах нашего форума. К сожалению процитировать не смогу,так как уже не помню в каком из разделов мне это попалось,но именно из за 5 лет мне и врезалось в память. :(

Аватара пользователя
Константин
Постоянный участник
Сообщения: 7280
Зарегистрирован: 09 янв 2011, 19:45
Благодарил (а): 444 раза
Поблагодарили: 6485 раз

Re: Образовательные учреждения

Сообщение Константин » 25 мар 2016, 20:45

YUriy.Volf писал(а):Лютеране обучали своих детей грамоте с 5-ти лет


У Вас неверная инфoрмация.

Изучайте тут: Зюсс В. Чему и как учили в немецких школах России (начало XVIII столетия - 1917г.). СПб. Росток. 2007г. 520с. Твердый переплет, Обычный формат.

В предлагаемой книге рассматривается система образования в среде колонистов, то есть переселенцев из Германии, которые в определенные периоды времени иммигрировали большими группами и планомерно расселялись на необжитых землях России. Это заселение, особенно земледельцами и изредка ремесленниками, продолжалось в период с 1764 по 1862 год. И позднее прибывали группы переселенцев, правда не такие многочисленные. В течение почти целого столетия переселенцы устремлялись в Российскую империю и оседали на необжитых территориях. В России не только сами переселенцы, но и власти употребляли по отношению к ним название `колонист`, а их деревни называли колониями. Слово `колонист` в 1871 году в связи с изменением статуса колонистов официально заменено на `поселяне-собственники`, выражение, которое почти не прижилось. Особый интерес для данной работы представляют поселения немцев на Волге (Поволжье) и на Черном море (Причерноморье). В Поволжье вскоре укоренилось понятие `луговая сторона` (восточная часть Волжского региона) и `горная сторона` (западная часть Волжского региона), которые сохранились до настоящего времени. Причерноморье определяется в литературе как `Юг России` или `Новороссия` с бывшими Бессарабской, Херсонской, Таврической, Екатеринославской губерниями, а также Областью Войска Донского, причем в Бессарабии - только самый юг, а в Области Войска Донского - лишь маленькая часть на юго-западе, граничащая с Екатеринославской губернией, имели по преимуществу немецкое население. Волынские немцы не берутся во внимание, поскольку они поселялись совсем на другой основе и не имели отношения к манифестам о заселении.
Ищу: всех Мунц (с.Усть-Грязнуха, с.Каменка, с.Штреккерау), всех Кизнер, Штремель и Якоб (с.Гнилушка), Шмидт и Шехтель из с.Каменка, 1858-1941.

Аватара пользователя
YUriy.Volf
Любитель
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 22 фев 2014, 20:23
Благодарил (а): 118 раз
Поблагодарили: 34 раза

Re: Образовательные учреждения

Сообщение YUriy.Volf » 27 мар 2016, 23:07

А.Н Минх в статье " Немецкое селение Розенберг,Иловлинской волости,Камышинского уезда" так-же,как и В. Зюсс пишет: " Дети же возраста 7-15 лет посещают церковную школу"

Аватара пользователя
VovkaKak
Постоянный участник
Сообщения: 4678
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 19:14
Благодарил (а): 13613 раз
Поблагодарили: 12775 раз

Re: Образовательные учреждения

Сообщение VovkaKak » 20 май 2016, 13:58

Не знал куда поместить, т.к. документы не из немецкой колонии *PARDON*
Тем не менее, Савинка входила в АССР НП и формы документов были двуязычные *YES*

Справка об окончании 4-х летки:
Изображение

Свидетельство об окончании средней школы (8-ми летки, насколько понял):
Изображение

Чистый бланк такого же свидетельства, но уже на немецком языке:
Изображение

PS:
Понравилась оценка "весьма хорошо" :-D

Наталия
Постоянный участник
Сообщения: 6085
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 21:55
Благодарил (а): 10161 раз
Поблагодарили: 23376 раз

Re: Образовательные учреждения

Сообщение Наталия » 21 ноя 2016, 12:00

Долго искала место, где разместить найденный в ГИАНП материал о Детских домах и некоторых других учреждениях Немповолжья, касающихся больше двадцатых годов, трудного, голодного времени.
Остановилась на этом форуме, на этой теме. Поскольку материал собирался для книги о Сусаннентале, в материале есть акцент именно на это село и ряд других из Марксштадского кантона. Там есть конкретные лица, названные в связи с поиском. Возможно, кто-то найдёт и своих. Информация не претендует на полноту изложения по названной теме. Она будет ещё обрабатываться и дополняться из других источников.

Детский дом
Что было незыблемо всегда для российского немца? Что было стержнем его натуры? Без сомнения – вера, семья, труд. Эти три составляющие всегда были надёжным оберегом от всяких невзгод и катаклизмов, которые их последовательно сопровождали по жизни. Но они с упорным достоинством их преодолевали. Преодолевали, потому что их охраняла вера, потому что они не переставали трудиться. Они знали, что от их труда зависит благополучие их семьи. И не только материальное. Они учили своих детей, зная, что от этого тоже зависит их будущее.
Но настали другие времена. Советская власть стала умышленно лишать их этих опор. Стали закрывать церкви, а священнослужителей – за решётку, в тюрьму. Но вера была в душе, а потому начали осквернять и души. Коллективизация, а параллельно с ней и ограбление населения Немповолжья, лишение его хлеба насущного – это было уже за пределами всего мыслимого и немыслимого. Отнимали всё съестное, всё до зёрнышка. И как следствие – голод и разруха. Труд без его результата – это абсурд. За голодом последовали болезни, эпидемии и потери. В каждой семье были покойники. Родители теряли детей. Дети - родителей. Люди лишались и третьего столпа – семьи. Вот тогда и стали появляться детские дома. До 17-го года необходимости в детских домах в таком количестве в Немповолжье не было. Если дети становились даже полусиротами, местное сообщество назначало им из числа сельчан опекунов, контролировало их, оберегало имущество сирот. Делало всё возможное, чтобы они преобрели какую-то профессию. Она им становилась опорой в жизни.
Настало время, когда семья, лишившись отца, основного кормильца, была перед выбором. Страшно себе и представить такую картину, когда умирающая от голода мать сама во спасение ребёнка «подбрасывает» его в детский дом, чтобы и он не умер от голода. Находясь в архиве, я, кажется, «перелопатила» все дела по Марксштадскому кантону, чтобы узнать всё про детские дома.
Панинский детский дом
С него я начала знакомство. 1923 год. Документы пестрят информацией о болезнях детей в детском доме. Трахома, чесотка, экзема, малярия.
Детский дом с. Кано
Жалобы: не приезжают доктора, нет дров, помещения, где находятся дети, совершенно непригодные для жизни.
Детский дом с. Филипсфельд
Лучше, чем где-либо.
Были детские дома в Марксштадте (и не один), в Мариенбурге, Боаро, Баскатовке, Рязановке, Унтервальдене, Базеле, Тонкошуровке. А где их не было?
Это – первая инфомация о детских домах. Интерес растёт. Не пропускаю ни одной страницы. Что там страницы – ни одной строчки. Лихорадочно ищу сусаннентальских детей.
Панинский детский дом
В 1922 году в детском доме 40 детей. Все, в основном, из с. Панинское и Марксштадта. Дети служащих. Родители или на заработках, или поумирали. Интересуюсь, что в наличие из продуктов. Ассортимент такой: мука (12 пудов и 20 фунтов), рис (1 пуд и 20 фунтов), фасоль (1 пуд и 20 фунтов), мясо (4 пуда), масло подсолнечное (30 фунтов), сахар (15 фунтов), соль (30 фунтов), корень солодки. Ассортимент не богат. Но для голодного времени это – спасение для детей. Да и для работников детского дома тоже.
Далее в отчётах встретились и другие продукты: масло коровье, крупа (дроблёнка), манная крупа, рыба, горчичное масло, сушёные фрукты, сушёный картофель, грибы, чай, капуста. Меня интересовали и сами дети, и персонал.
Вот из Баскатовки ребёнок, девочка, Мегелейт Елизавета Михайловна, 1911 г.р. Родители умерли. Отец – Мигелейт Михаил Гейнрихович, мать – Мария Елизавета. Остался в Баскатовке брат Александр.
А я иду дальше. Знакомлюсь с любой информацией о детских домах. Обобщаю. Для всех одно и то же – не хватает одежды, обуви, дров для отопления. Дети детских домов не ходят в школу из-за отсутствия одежды и обуви.
А вот и список детских учреждений такого типа. Правда, неполный.
В Марксштадте: Дом ребёнка (80 детей), Школа-коммуна (40 детей), Ремесленный дом для подростков (50 чел), Приёмник-изолятор (40 чел), Интернат школы 2-ой ступени (80 чел), Детский сад (90чел).
В одном из отчётов числились в Марксштадте и такие детские дома: Детский дом для умственно-отсталых, Детский дом для морально-дефективных. Эти названия у меня вызвали неприятие. Но тогда было такое время. Правда, его делали люди.
В Паульском - с/х дом подростка (40 чел). В Биркенгейме – Летняя колония (40чел).
В Марксштадский приёмник-распределитель попадали дети-сироты не только из города, были там дети и из сёл. Так туда попали дети из села Филипсфельд, из семьи Видикер: Видикер Александр, 12-и лет, Видикер Эмануил, 7-и лет. Родители их умерли в 1921 году. Родились они в Филипсфельде.

В Марксштадском приёмнике-распределителе работали:
- Эмих Фёдор Иванович, заведующий
- Рис Эмилия Карловна, воспитатель
- Кацендорн Екатерина Петровна, воспитатель
- Эмих Иван Александрович, старший детский инспектор
- Керн Николай Филиппович, младший детский инспектор

В статистическом отчёте более чёткая картина по числу детских домов в кантоне:
Марксштадт – 14 детских домов
Боаро – 2 детских дома
Паульская – 1 детский дом
Нидермонжи – 1 детский дом
Орловское – 2 детских дома
Рязановка – 1 детский дом
Унтервальден – 1 детский дом

Но, думаю, что и этот список был неполным. А неполный потому, что встречались и другие сёла, где детские дома тоже были. Скажем. Село Филипсфельд. В детском доме этого села в 1922 году работал помощником завхоза Видикер Генрих Иванович.

Спасением в какой-то степени для детского дома было наличие в его хозяйстве скота. Но, к великому сожалению, на все детские дома Марксштадского кантона приходилось только вот такой ограниченный перечень скота. Лошадей – 6 , коров – 16, верблюдов – 2, овец – 1, коз -1, свиней – 1.
Добралась и до Унтервальденского детского дома №1.
1922 год
В нём есть дети-сироты из Сусанненталя:
Шефер Давид Карлович. Возраст 6 лет. Круглый сирота. (Особенно больно было писать это имя. Ведь это – отец Тамары Шефер, моей помощницы в сборе материала для книги).
Лебер Давид Тобиасович. Возраст 7 лет. Круглый сирота. ( А это – родственник Генриха Ивановича Лебера, автора многочисленных воспоминаний этой книги).
Унгефуг Эдуард Иванович. Возраст 14 лет. Круглый сирота.
Михель Эдуард Эдуардович. Возраст 13 лет. Круглый сирота.
Вегнер Анна Ивановна. Возраст 15 лет. Круглая сирота.

В селе Орловское был открыт детский дом для глухонемых детей. С его персоналом я познакомилась в одном из дел архива.
Вот они:
- Вольбедахт Иван Гертович, заведующий, 48 лет
- Шабловская Мета Германовна, учительница глухонемых, 52 года
- Вольбедахт Эмма Христиановна, заведующая хозяйством, 42 года
- Ган Мария Христиановна, кухарка, 17 лет
- Виндемунт Мария Маргарита, уборщица, 18 лет
- Гергет Фридрих Устинович, дворник, 18 лет

Как видно, главным в этом детском доме было накормить детей, коль всего был в штате один педагогический работник.

Большим спасением для малолетних детей, особенно в голодные годы, были детские сады и ясли. Они были открыты во многих сёлах. Были ясли в Марксштадте, в селе Боаро с численным составом в 27 человек, в селе Паульская было 27 детей, в Филипсфельде 25 детей, в селе Кано 25 детей.
Были ясли и в селе Рязановка, и в селе Орловское.
Совершенно косвенным образом узнала о наличии детского сада в селе Цюрих. Там работала воспитательницей Гува Ольга Фёдоровна, 25.01.1895 г.р. Она окончила в 1916 году 4 класса Саратовской 2-ой министерской женской гимназии. Учительствовала с 1 октября 1917 года. Работала и в Канской школе учительницей, в Гларусском училище. После работы в Цюрихском детском саду снова вернулась в Гларусское училище. Поработала и в Унтервальденском детском коллекторе воспитательницей с 1 февраля 1922 года по 1 марта этого же года, после чего перешла работать учительницей в школу села Кано.
Были ясли и в селе Сусанненталь. Ясельных детишек Сусанненталя назову поимённо:
Вегнер Эмилия, Шмидт Вильгельм, Шмидт Саломон, Шефер Давид, Шефер Мария, Мут Иван, Леман Александр, Гергет Амалия, Шмидт Давид, Шефер Ольга, Шефер Иван, Корбмахер Вильгельм. Вегнер Тереза, Гергет Эмилия, Шмидт Элла, Шефер Мария, Шефер Андрей, Гергет Анна, Михель Доротея, Вернер Мария, Кобер Эмма, Гергет Готфрид, Гергет Рихард.
В Сусаннентальских яслях были и круглые сироты: Шефер Давид, 14 июня 1918 года рождения.

Среди ясельных детей Рязановки были и дети из семьи Эммерих и Ремпе:
- Эммерих Александр Александрович, Готлиб Александрович, Элла Давидовна, Арно Давидович
- Ремпе Карл Германович, Иоганн Германович, Паулина Германовна. Фридрих Давидович, Мария Генриховна.

Совешенно косвенно я установила, что и в Сусанентале тоже был Детский дом. В нём работали в 1922 году:
- Вегнер Левин Иванович, 1898 г.р. делопроизводителем. Он окончил 3 класса Екатериненштадского русского центрального училища, поступил на работу 17 марта 1922 года.
- Лидуг Екатерина Андреевна, 1893 г.р. Образование общее. Работала воспитательницей.
- Грефенштейн Эмилия Ивановна, 1900 г.р. Поступила на работу 1 июня 1922 года помощником заведующего хозяйством. Имела 2 класса земского училища.
- Вегнер Александр Генрихович, 1881 г.р. Поступил на работу 1 июня 1922 года. Работал дворником.
- Вегнер Эмилия Ивановна, 1889 г.р. Поступила на работу 1 июня 1922 года. Работала уборщицей.
- Бетхер Екатерина Яковлевна, 1871 г.р. Она поступила туда на работу 15 апреля 1922 года кухаркой.

Надо сказать, что в системе образования Немповолжья в советское время происходили постоянно изменения. Часто открывались какие-то учреждения, часто и закрывались. Узнаю через автобиографию Фогель Ольги Карловны, что были и летние колонии для детей. Они тоже спасали детей от сиротства. Ольга Карловна руководила одной из них. А родилась она в 1889 году в с. Горяиновке Пугачёвского района Самарской губернии (так написано в её биографии). В 34 года она пришла работать заведующей Унтерваденской библиотеки. А до этого она, оставшись без матери и отца (рано умерли родители), переехала к тётке в Астрахань, где она её воспитала, дала образование, 4 класса городского училища. Ольга Карловна, сдав экзамен на звание учителя, начала свой трудовой путь.
Большую роль в становлении детей, а особенно сирот, помимо названных в моём очерке учреждений, играли и учреждения профессионального образования. Но о них будет отдельный рассказ.
Использовано:
- ГИАНП фонд Р-916 опись 1 о/д дело 37, 136, 312, 313, 88, 87, 152, 100, 66
- ГИАНП фонд 1 опись 4 дело 12
- ГИАНП фонд Р-865 опись 1 л/с дело 191, 166
Интересуют:
- Schmidt aus Susannental, Basel
- Oppermann(Obermann), Knippel aus Brockhausen, Sichelberg
- Sinner aus Schilling,Basel
- Ludwig aus Boregard
- Weinberg aus Bettinger
- Schadt aus Schilling
- Krümmel aus Kano,Basel,Zürich
- Hahn aus Glarus

Аватара пользователя
Diana
Постоянный участник
Сообщения: 289
Зарегистрирован: 08 янв 2011, 10:26
Благодарил (а): 1277 раз
Поблагодарили: 1170 раз

Re: Образовательные учреждения

Сообщение Diana » 23 ноя 2016, 14:17

Предлагаю вашему вниманию выдержки из воспоминаний Иды Виншу о том, где и как она получила школьное образование. Начиналось оно в церковной школе и закончилось уже после Октябрьской революции.
 
 В 1910 году в Покровске (Энгельс) поступила учиться в немецкую церковную школу.

«Школа была у нас во дворе. Школа состояла из двух классов. Между ними был коридор. Классы были большие. С обоих сторон были окна. С одной стороны стояли длинные парты на шесть человек. Парты были маленькие, для первого класса. С другой большие, для третьего класса. Занимался с ними одновременно один учитель. В другом классе занимались 2-й и 4-й классы, тоже один учитель».


В 1911 году пошла в русскую школу, затем через два года в гимназию.
 
«Следующей осенью меня отправили в русскую школу, чтобы я освоила русский язык. Хорошо помню старушку учительницу. Она жила в школе. После уроков она брала меня в свою комнату выправлять мой язык. Она была очень приветливая и её комнатка, как мне казалось, была красиво убрана. Дома мы говорили только на немецком языке. Там я училась два года, затем пошла в гимназию. Русский язык вполне освоила»
 
«В 1918 году пошла в школе чехарда. Мужскую и женскую гимназии объединили в единую трудовую семилетнюю школу. Оценки не ставили. Отвечали желающие. Журналов и дневников не было. Учитель объяснял новый урок, задавал на дом, но это почти не проверялось. Учителя хватались за голову, не знали, как работать. На уроках русского языка и литературы диктанты и сочинения не писались – это схоластика. Классиков не проходили – это старорежимно.
Посещение уроков не проверялось. Создались ученические комитеты, которые руководили работой школы. Председателем ученического комитета был Лев Кассиль».


В 1923 году поступила в Саратове в 9 класс.

«В девятилетке был опять новый метод преподавания. Класс был разбит на восемь групп по номерам. Уроки готовили группой. Учитель говорил, что сегодня отвечает группа № такая-то. Отвечал желающий. Оценку ставили группе. Оценок было две – успешно и не успешно. И письменную работу сдавали одну - групповую. Пролетел год и я получила свидетельство об окончании школы».

Аватара пользователя
путешественник
Постоянный участник
Сообщения: 668
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 08:05
Благодарил (а): 3195 раз
Поблагодарили: 2124 раза

Re: Образовательные учреждения

Сообщение путешественник » 04 янв 2017, 13:40

Несколько копий документов, хранящихся в Волгоградском областном архиве. Может кому-то будет интересно. Для тех, кто занимается историей
своего села: вероятно, что среди хранящихся в архиве документов по вашему селу есть и такие, как последний документ-справка-отчет, в котором содержится достаточно много информации о численности населения, в т. ч. учащихся самых разных возрастов, и т.д.

Изображение Изображение Изображение
Изображение Изображение Изображение

Ludmila N
Постоянный участник
Сообщения: 183
Зарегистрирован: 18 июл 2014, 17:22
Благодарил (а): 410 раз
Поблагодарили: 120 раз

Образовательные учреждения

Сообщение Ludmila N » 19 авг 2019, 15:06

Нашла на ВГД.

История Саратовского Мариинского Института благородных девиц. 1854-1916 г.

выпускницы
В Ы П У С К Ъ 3-й 1864 года.
42) Никитина Любовь, дочь Саратов, купца Феодора Степановича; въ замуж. за агентомъ пароходства Рейнвальдомъ.

В Ы П У С К Ъ 12-й 1874 года.
б) Метцгеръ Елисавета, дочь купца.

В Ы П У С К Ъ 14-й 1876 года.
25) Миллеръ Розалия-Беата, дочь купца Ивана

В Ы П У С К Ъ 15-й 1877 года
20) Эрфуртъ Елисавета, дочь купца


В Ы П У С К Ъ 16-й 1878 года.
14) Шехтель Mapiя, дочь купца Иосифа.

В Ы П У С К Ъ 20-й 1882 года.
6) Зейфертъ Ольга, дочь купца Константина Давидовича, нагр. книгою
8) Галлеръ Эмилия, дочь купца Карла; въ замуж. за Фридрихомъ Конрадовичемъ Грассмюкъ, содержитъ частное низшее учебное заведение въ Саратове.
11) Раушенбахъ Эмилля, дочь купца Андрея Яковлевича.
13) Паль Ольга, дочь купца Мартына Яковлевича,

В Ы П У С К 21-й 1883 года.
13) Метцгеръ Иоганна, дочь купца.

В Ы П У С К Ъ 22-й 1884 года.
1) Раушрнбахъ Амалия, дочь купца Андрея Яковлевича, нагр. большимъ золотымъ шифромъ.

В Ы П У С К Ъ 27-й 1889 года.
12) Шмидтъ Амалия, дочь купца Петра Петровича, въ за¬ муж. за купцомъ Рейнеке въ Саратове.

В Ы П У С К Ъ 29-й 1891 года.
3) Ваагъ Оттилия, дочь купца Якова, нагр. малой серебр. медалью,

В Ы П У С К Ъ 30-й 1892 года.
9. Земмерингъ Клара, дочь потомств. почет. гражадн. Германа; нагр. книгою.

В Ы П У С К Ъ 31-й 1893 года.
11) Либихъ Ольга, дочь купца Богдана.
17) Ротермэль Екатерина, дочь купца Ивана; въ замуж, за Свидзинскимъ; состоитъ учительн. француз. языка въ Саратов. 3-й женской гимназии.

В Ы П У С К Ъ 33-й 1895 года.
2) Либихъ Ида, дочь купца Якова, нагр. большой золотой медалью, учительница въ с. Баронске Саратов. губ.
7) Либихъ Лилли, дочь купца Богдана, нагр. книгой.
8) Шмидтъ Амалия, дочь купца Петра, нагр. книгой
12) Вагнеръ Mapiяn, дочь купца Ивана.

В Ы П У С К Ъ 34-й 1896 года.
9) Файдель Луиза, дочь купца Петра.
11) Рейнеке Елена, дочь купца Ивана.
12) Либихъ Альма, дочь купца Генриха.
14) Либихъ Лидия, дочь купца Якова
16) Киндсфатеръ Ольга, дочь купца Александра

В Ы П У С К Ъ 35-й 1897 года.
5) Либихъ Ольга, дочь купца Константина, награж. книгою; умерла
16) Ротэрмель Фрида, дочь купца Готлиба; служить кл. да¬мой въ Саратов. институте.
19) Серебренникова Татьяна, дочь купца Спиридона; въ замуж. за барономъ Николаемъ Николаевичем Неманъ.

В Ы П У С К Ъ 36-й 1898 года.
10) Веберъ Екатерина, дочь купца Лукьяна.
11) Либихъ Елисавета, дочь купца Якова.
14) Фохтъ Елена, дочь купца Эдуарда.

В Ы П У С К Ъ 37-й 1899 года.
2) Беттигеръ Елена, дочь купца Павла, нагр. большой золо¬той медалью.
5) Либихъ Ида, дочь купца Богдана, нагр. книгой.
6) Зиннеръ Лидия, дочь купца Филиппа, нагр. книгой.
12) Фохтъ Нина, дочь купца Эдуарда.


В Ы П У С К Ъ 39-й 1901 года.
4) Дизендорфъ Эрна, дочь купца Петра, нагр. книгой.
9) Крафтъ София, дочь купца Якова, нагр. книгой.
12) Либихъ Клара-Mapiя, дочь купца.
15) Германъ Анна-Луиза-Эмилия, дочь купца Александра.

В Ы П У С К Ъ 40-й 1902 года.
2) Липпертъ Лидия, дочь купца Генриха, нагр. большой золотой медалью.

В Ы П У С К Ъ 41-й 1903 года.
8) Липперть Заира, дочь купца Генриха.

В Ы П У С К Ъ 42-й 1904 года.
8) Ваагъ Ирма, дочь купца Якова.
11) Эмрихъ Фрида, дочь купца Карла.
15) Думлеръ Mapiя, дочь купца Егорова.
18) Нарле? Гедвига, дочь купца Якова.

В Ы П У С К Ъ 48-й 1905 года.
10) Дизендорфъ Фрида, дочь купца Петра; въ замуж, за купцомъ Раушенбахомъ въ с. Баронске Сарат. г.
15) Гехтъ Bеpa, дочь купца Константина; въ замуж.

В Ы П У С К Ъ 48-й 1910 года
2) Миллеръ Эдита, дочь купца Фердинанда, нагр. золотой медалью.
12) Миллеръ Эмилия, дочь купца Константина. .


В Ы П У С К Ъ 50-й 1912 года.
17) Миллеръ Фрида-Луиза, дочь купца Константина, обучается въ Саратовской Алексеевской Консерватории—по классу рояля.

В Ы П У С К Ъ 51-й 1913 года.
14) Ваагъ Евгений, дочь купца Владимира; въ замуж.


В Ы П У С К Ъ 53-й 1915 года.
6) Шмидтъ Ольга, евангелическо-аугсбургскаго испов , дочь Балаковскаго купца Владимира Андреевича, удостоена права на серебр. медаль

valeragaan
Частый посетитель
Сообщения: 52
Зарегистрирован: 18 фев 2019, 00:02
Благодарил (а): 11 раз
Поблагодарили: 2 раза

Образовательные учреждения

Сообщение valeragaan » 03 ноя 2019, 13:43

Уважаемые форумчане. Если можно поясните. Граф Александр родился в 1879 году в Нижней Добринке. Закончил Баландинское двухклассное сельское училище. с. Баландино Актарского уезда Саратовской губернии. В училище отправляли с проживанием на 5 лет или его семья переехала жить в Баландино.

доротея
Постоянный участник
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 20 мар 2019, 19:58
Благодарил (а): 66 раз
Поблагодарили: 9 раз

Образовательные учреждения

Сообщение доротея » 06 ноя 2019, 16:38

Приветствую всех форумчан!Мой дед по рассказам родственников имел ветеринарное образование,жил в Красном Яре.Где он мог получить это образование?Тут много ссылок,но они не открываются,Можно ли вообще найти списки учащихся в техникумах начала двадцатого века?
Уще вопрос:Мои предки в 1920-х годах переехали из Красного Яра в Фрайдорф и перед самой войной моя мать училась на зоотехника.Сохранилась такая запись:учеба на зоотехника с-з №592 АССР Немцев Поволжья в 1936-1941гг.Что это означает,где она училась?С ув.Доротея

JosifAsselborn
Постоянный участник
Сообщения: 153
Зарегистрирован: 16 мар 2018, 12:39
Благодарил (а): 282 раза
Поблагодарили: 87 раз

Образовательные учреждения

Сообщение JosifAsselborn » 06 ноя 2019, 22:15

доротея писал(а):
06 ноя 2019, 16:38
.Где он мог получить это образование?Т
Моя бабушка Кремер Эмилия Каспаровна, тоже из Красного Яра, дед из Швед,в 1907г. они переехали в Н. Водянку, моя мама Вигель Терезия родилась там, и в 1937.1939гг училась на ветфельшера в Мариенталь Документ забрали в комендатуре и не вернули.Я также, до сих пор, ничего не найду как называлось это учебное заведение, списки учащихся и т.д.
Ищу Ассельборн (Pardels), Шунк, Барбье, Саитц, Гуш,Кеслер, Кеммер, Вигель, Кремер,Боссерт, Прецер, Бек, Рюб, Лихнер.

Аватара пользователя
Wolgadeut
Постоянный участник
Сообщения: 327
Зарегистрирован: 03 июн 2016, 14:58
Благодарил (а): 449 раз
Поблагодарили: 544 раза

Образовательные учреждения

Сообщение Wolgadeut » 06 ноя 2019, 22:27

доротея писал(а):
06 ноя 2019, 16:38
учеба на зоотехника с-з №592 АССР Немцев Поволжья в 1936-1941гг.Что это означает,где она училась?С
История Краснокутского зооветтехникума берет свое начало в далеком 1923 г, когда по решению Главного управления профессионального образования Наркомата земледелия РСФСР с 1 октября был открыт национальный сельхозтехникум в автономии немцев Поволжья. http://moyaokruga.ru/kraskut/Articles.a ... leId=10783 *HELP*
Ищу данные из Колонии Эндерс/Усть-Караман: https://ustkaraman.ucoz.net
https://dorf-enders.de.tl

Ответить

Вернуться в «Страницы истории»