Белые Вежи в дневниках Константина Самбурского

Различные вопросы краеведения.
Немецкие колонии на Волге: краеведческий аспект
Ответить
Boris Guz
Постоянный участник
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 28 июл 2019, 10:33
Благодарил (а): 49 раз
Поблагодарили: 260 раз

Белые Вежи в дневниках Константина Самбурского

Сообщение Boris Guz »

Из книги: Самбурський Костянтин Іванович. Щоденники 1918–1928 рр. Гірка українська історія очима псаломщика з Гужівки/ Упорядники: Віктор Моренець, Віталій Шевченко. – К.: Гнозіс, 2015. – 1024 с. – Стр. 694-698.
Биография Константина Самбурского есть в статье «Памяти поэта Величко»: https://www.proza.ru/2014/02/07/179.

«1925 год, 19 июня, четверг.
На рассвете я вышел из дома на Белые Вежи. Утро было очень туманным. На расстоянии трех телефонных столбов ничего не было видно. За усадьбой Забелло меня догнал селянин, ехавший в степь на сенокос. Мы доехали до Ратуши, здесь селянин свернул в степь, а я двинулся на Рожновку… Дальше через Рожновку и Мартыновку я иду на Белые Вежи… Я прошел большой выгон под Кальчиновкой. Здесь, на выгоне, небольшая могила. На ней несколько простых крестов. Здесь хоронят покойников. Я прошел краем через Кальчиновку и направился в Белые Вежи, до которых около двух верст. Левее, недалеко от дороги, виднеются могилы.
В Белых Вежах я узнал, что исполком находится на другом конце колонии, напротив кирхи, в доме пастора. Проходя через Белые Вежи, я увидел старого деда, сидевшего возле ворот одного двора. Я подошел к нему и завел разговор. Между прочим, спросил у старика, не находили ли здесь, в Белых Вежах в земле что-нибудь, например, оружие, и я кое-что перечислил.
Дед ответил, что ничего не находили, но добавил, что лет сорок назад на поле за домом пастора при вспашке насыпи нашли широкий с ручкою меч. Железо так проржавело, что рассыпалось, меч разломали и выбросили.
Во время нашего разговора к нам подошел мужчина средних лет. Он сообщил, что по поручению Московского археологического общества лет двадцать назад проводил раскопки в Рондевизии, там в поле на огороде под землей открыли каменный ход в виде трубы, ход был облицован тонким кирпичом квадратной формы. Возле рукотворной могилы под Кальчиновкой открыли каменный погреб, там и теперь в земле попадается кирпич. Затем этот мужчина сообщил, что раньше, еще до раскопок, которые он проводил, в Кальчиновке выкопали или обнаружили склеп, в склепе возле костей нашли саблю с золотой рукоятью, золотой перстень и золотой бокал.
Дед сказал, что ничего не слыхал о находках этих предметов, а тот мужчина, который рассказывал, сказал, что найденные предметы тогда же забрал пристав. Дед еще сказал: «Об открытии каменной трубы я слыхал, а о других находках я не знаю». Мужчина, который сообщил о найденной сабле и др., сказал, что у него есть планы насыпей и рукотворных могил, присланные еще из Москвы. Этот мужчина пошел на поле к работникам, а дед предложил провести меня на рукотворную могилу, которая недалеко за кладбищем. По пути дед рассказал о нашем собеседнике, что он хотел легко разбогатеть, заплатил деньги одному мужчине за то, чтобы тот разрешил копать на его огороде, и начал копать, изрыли весь огород, но кроме каменного хода ничего не нашли.
Дед сообщил, что лет двадцать назад рукотворную могилу, к которой мы подходили, раскапывали какой-то инженер и доктор, которые специально сюда приезжали. Выкопали человеческие кости и кости собачки, так определил доктор. Мы пришли к рукотворной могиле, которая южнее кирхи возле кладбища. Рукотворная могила очень большая и высокая. В середине могилы значительное и достаточно обширное углубление. Рукотворную могилу не раскапывают, она заросла густой травой, в некоторых местах ее уже скосили.
Мы спустились в середину углубления. Здесь дед обратил внимание на четыре ямы, заросшие травой. Это выкопанные ямы, или следы раскопок инженера и доктора. Здесь, в яме лежит камень из-под памятника и обломок мраморной колонны, то есть столба от памятника. Это один мужчина закатил сюда части памятника. Из могилы вдаль открывается вид окружающей местности. От рукотворной могилы, если повернуться в сторону кирхи, идут невысокие возвышения в виде насыпей, за которыми заметны углубления. Это и есть рвы, или остатки укрепления. Такое же возвышение пристирается далеко в направлении на Городок и Кальчиновку и в сторону станции Григоровка. Сад возле кирхи и кладбище находятся в середине насыпи, или рва.
Когда я прочитал старику историческую справку о Белых Вежах из «Историко-статистической описи Черниговской епархии», где упоминается глубокий ров, или насыпь, которая тянется на четыре версты, то он сказал, что такая насыпь действительно тянулась от рукотворной могилы до ст. Григоровка, но эту насыпь распахали, а раньше она была заметной. Если наблюдать за поверхностью окружающей местности, то во многих местах в разных направлениях можно заметить следы возвышений, распаханных или раскопанных, которые тянутся, будто возвышения распаханных могил. По словам деда, в некоторых местах возвышение в форме полукруга очень большое. Теперь, когда смотришь из рукотворной могилы, все эти насыпи, возвышения издали кажутся незначительными, поскольку на них очень высокие хлеба.
Рукотворная могила, на которой мы стояли, своей вышиной и охватом является грозным и мощным возвышением. Рукотворная могила находится примерно за двести саженей от кирхи, от нее в направлении к Белой Веже тянутся рвы или насыпи. По словам деда, целью инженера и доктора, которые делали раскопки, было найти шведский погреб. За его словами, вал идет от колонии Городок до Белой Вежи. Старик сказал, что под Кальчиновкой под рукотворной могилой вскрыли каменный погреб, но он там не был и не видел его. Этот дед – Юрий Андреев Рамхен, ему лет 75. А тот мужчина, который сидел с нами у ворот Рамхена и проводил в Кальчиновке раскопки – Христиан Генрих Ольденбургер.
Здесь, возле рукотворной могилы, несколько женщин в траве собирали красную землянику. Дальше четыре косаря косили траву. Все женщины и косари весело разговаривали между собой по-немецки. Когда мы возвращались из рукотворной могилы, я обратил внимание на кладбище, на каждом кресте была надпись по-немецки красивым шрифтом, я прочитал, в переводе надпись означала, что здесь «лежит» N.N.V. имя, отчество, фамилия покойника, день, месяц, год смерти и рождения. Такая же надпись со словом «лежит» и на других крестах. Хотел найти какую-то надпись с выражением скорби или чего-то другого, но ничего не нашел. Дед также читал и пояснял некоторые имена или ударения. Я спросил у него, спокойно ли в колониях? Он ответил: «Мы не бунтуем, мы живем спокойно». Я сказал: «Зачем же вам бунтовать, вы получили наилучшую землю и имеете ее в большом количестве». При этом я заметил на лице старика самодовольную улыбку, он сказал: «У нас и бедный находит себе занятие и живет хорошо».
На мой вопрос, как у них с духовной и церковной жизнью и сказалась ли на них революция, старик махнул рукой и сказал, что полная распущенность и уныние, особенно среди молодежи, неуважение, молодежь со всего смеется. Я утешил старика, и сказал ему, что все пройдет и церковная жизнь наладится. Я поблагодарил его и пошел к исполкому, что в доме пастора, через дорогу, напротив кирхи. Там я застал секретаря исполкома учителя Мишкевича, уроженца г.Нежина, и еще двух мужчин. Мишкевич на время каникул занял место секретаря.
От учителя Мишкевича и от других, кто здесь был, я не смог узнать ничего нового, кроме рассказанного стариком. Паренек лет 16-ти и присутствующие также сказали о каменном погребе, найденном под Кальчиновкой, под рукотворной могилой. Я хотел узнать, сохранились ли какие-то предания о названии Белые Вежи. Один из присутствующих рассказал что когда-то была грань земли откопанная [ как канава?] от земли Беловежской до Кочубеевщины, по этой канаве росла высокая белая трава, поэтому и называют Кочубеевщину Белые Вежи. Учитель высказал сожаление, что не имеет возможности найти историю Белой Вежи.
Я дал учителю историю Белой Вежи из «Историко-статистической описи Черниговской епархии». О названии Белая Вежа сказал: «Вежа означает Башня. Когда-то здесь, в крепости, были белые башни, возможно, каменные, побеленные, отсюда белые башни, или, по-старинному, Белые Вежи».
Здание, в котором находится исполком, очень большое, с мезонином. Это дом пастора. Старик Юрий Рамхен рассказал, что пастора выселили из дома и живет он в Городке. Квартирует у псаломщика. Пастор еще не женат, молодой. Пастор из Самарской губернии.
Я хотел назад идти через Городок, но мне посоветовали возвращаться тем же путем, которым шел сюда. Я не упомянул, что недалеко от Белых Веж – хутор Скоропадского. Проходя назад через край Кальчиновки, я подсел к трем колонистам, сидевшим возле ворот. Один из них сказал, что, по рассказам старожилов, много кирпича вывезено из Городка и Белых Веж, из остатков каких-то сооружений, кирпич выкапывали из земли. Много земли развозили с насыпей вокруг на «токи» для амбаров, на высыпку сараев, хат и дорог.
Проходя через колонии Кальчиновку и Белые Вежи, я обратил внимание, что земля здесь черная, как сажа. Это чистый чернозем. Земли здесь считаются по качеству наилучшими в Борзнянском уезде.
Вода в колодцах недалеко. Место низкое. Поэтому здесь во всех колониях нету садов. Если и есть где-то сад, то деревья чахлые, желтые, с сухими верхушками. Старик Рамхен говорил, что он много денег потратил на то, чтобы завести сад, но ничего не получалось, сад пропадал. Не ростут и другие деревья. В саду возле кирхи, да и в других местах, пожелтевшие листья. Деревья не плодоносят. Колонии не имеют растительности, нет деревьев.
Жилища состоят из большого дома на несколько комнат, в котором живет человек двадцать, целая семья. Есть семьи очень большие, до тридцати душ. Возле дома длинный сарай, большой, на двое дверей – одни против других – амбар. У немцев много земли, скота и свиней.
Меня сопровождал летний, коренастый, здоровый полный мужчина с чисто выбритым лицом, румяный, из-под фуражки вились кудрявые волосы. Такие же здоровые здесь мужчины любого возраста, дети, подростки, мальчики и девочки, девушки и женщины также свежие, здоровые, полные. Есть женщины, которые по росту и полноте не уступают мужчинам. Все мужчины чисто выбритые, румяные. Но, как видно, женщины неопрятные, в домах грязновато.
Я заходил в четыре хаты. Обстановка простая, простой стол, такие же грубо сколоченные кровати с углублением для постели в виде ящика, простые лавки, деревянный пол, по которому ползают грязные дети. В четырех хатах я не увидел ни единого стула. Во всех дворах постели и подушки разложены на заборах – проветривают. Женщины на огородах заняты работой, с приподнятыми юбками, виднеются толстые голени хорошо развитых ног.
Находясь в исполкоме, я сравнил пожелтевшее измученное лицо учителя с физиономиями здешних мужчин. Да, наши селяне худые, бледные, измученные люди, а немцы-колонисты, поселившиеся здесь, живут, видимо, припеваючи и в достатках. Зачем правительство здесь их поселило, отдав наилучшие земли? Кому и какая польза от поселенных здесь немцев? Когда заходишь в колонию, то по строениям, по планировке села видишь, что здесь не наши селяне-украинцы, а какой-то другой народ.
Тем же путем через Мартыновку я пошел на Рожновку. Почти от самой Мартыновки меня подвез рожновец… Возвращавшиеся с поля, со степи, селяне, довезли меня от х. Ратуши домой.
Вообще-то, от своих странствий в Белые Вежи я ничего особенного не вынес. Я ожидал узнать больше о Белых Вежах. Но, все-же, я доволен своим посещением Белых Веж. Записываю все, возможно, со временем, эти записки будут представлять интерес. Раньше, лет двадцать назад, я дважды бывал в Городке. Я здесь вспоминал про Городок. Те записки у меня отобрали при обыске с дневниками и другими записями».
Аватара пользователя
Walybu
Постоянный участник
Сообщения: 586
Зарегистрирован: 28 ноя 2014, 15:51
Благодарил (а): 598 раз
Поблагодарили: 585 раз

Белые Вежи в дневниках Константина Самбурского

Сообщение Walybu »

Boris Guz писал(а): 12 окт 2019, 19:13Да, наши селяне худые, бледные, измученные люди, а немцы-колонисты, поселившиеся здесь, живут, видимо, припеваючи и в достатках. Зачем правительство здесь их поселило, отдав наилучшие земли? Кому и какая польза от поселенных здесь немцев?
Да,уж! Во всем виноват оболганный и преданый народ… *STOP*
Boris Guz
Постоянный участник
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 28 июл 2019, 10:33
Благодарил (а): 49 раз
Поблагодарили: 260 раз

Белые Вежи в дневниках Константина Самбурского

Сообщение Boris Guz »

Walybu писал(а): 12 окт 2019, 20:34Да,уж! Во всем виноват оболганный и преданый народ…
Не обращайте внимания на сугубо личностную и эмоциональную оценку сельского псаломщика К. Самбурского. На тот период в украинских селах Черниговщины еще ощущались последствия голода 1921-1923 гг.
Я перевел и опубликовал записи из его дневника, поскольку в них содержится интересная информация о жизни и быте немцев Белых Веж в 1920-х годах. Да, они хорошо питались, но хлеб насущный добывали тяжким трудом, именно трудолюбие и стало залогом их успеха, а не лучшие земли, которых было много. Не хватало на всех земли, уезжали они на юг Украины и в Поволжье, создавая там дочерние колонии.
После указа императора Александра I немецкие колонисты лишились всяческих льгот, став государственными крестьянами, но жить хуже не стали. Жили они в достатках, но экономно и скромно. В их домах не было каких-либо предметов роскоши, даже стульев, об этом пишет К. Самбурский.
Характерной чертой колонистов была сплоченность общин. Когда началась принудительная коллективизация, немцы смеялись над понятиями кулак, бедняк, середняк, не было у них такого деления. В записках К.Самбурского об этом говорит старик Юрий Рамхен: «У нас и бедный находит себе занятие и живет хорошо». Не зря начальник ГПУ УССР В. Балицкий писал в 1932 г.: «… середняк немецкого села по своей крепости – кулак украинского села».
Немцы Беловежских колоний вместе с украинским населением переносили все трудности и лишения после прихода большевиков к власти.
Голод 1921-1923 гг. затронул и Черниговщину, хотя там и не было засухи и урожаи были нормальными, просто в результате неконтролируемой продразверстки продовольствие из сел было выкачано. К. Самбурский много пишет об этом, на стр. 425 упоминаются и немецкие села: «1922 год, 19 (31) августа, пятница. Кальчиновка и Вердер, немецкие колонии, везут в Ичню продналог».
В теме «Репрессии» (16.08.2019) я писал, как один из немцев Великого Вердера отдал раскулаченной украинской семье свой амбар, чтобы они смогли построить хату и избежать высылки. К. Самбурский приводит описание такого амбара, это была важная часть немецкой усадьбы, помощь была оказана в ущерб собственному хозяйству.
Я длительное время искал информацию о загадочном хуторе Куропатский между Белыми Вежами и Городком, позначенном на карте Шуберта 1868 г. К. Самбурский упомянул о нем в дневниках. Был это хутор Скоропадского, упоминаемый в «Списках населенных мест…» за 1901 и 1924 гг. Картографы просто исказили название хутора.
Не все у Самбурского написано из его личных наблюдений. Так, на описание внешности немцев Белых Веж его явно вдохновила опись Черниговской епархии. В общем-то, полнота и физическая сила женщин ценилась и в украинских селах, ведь они должны были вести хозяйство, а это тяжелый физический труд. В селах о невестах говорили одобрительно: «Товста та гарна». Моя покойная бабушка гордилась тем, что была она «пятипудовой», когда выходила замуж, хотя роста она была небольшого.
Но здоровье и физическую силу немецких женщин не стоит идеализировать, они тяжело работали и часто рожали детей прямо на работе. Смертность матерей при родах была высокой.
Boris Guz
Постоянный участник
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 28 июл 2019, 10:33
Благодарил (а): 49 раз
Поблагодарили: 260 раз

Белые Вежи в дневниках Константина Самбурского

Сообщение Boris Guz »

Walybu писал(а): 12 окт 2019, 20:34 Boris Guz писал(а): ↑
Вчера, 20:13
Да, наши селяне худые, бледные, измученные люди, а немцы-колонисты, поселившиеся здесь, живут, видимо, припеваючи и в достатках. Зачем правительство здесь их поселило, отдав наилучшие земли? Кому и какая польза от поселенных здесь немцев?

Да,уж! Во всем виноват оболганный и преданый народ…
Boris Guz писал(а): 13 окт 2019, 11:34Не обращайте внимания на сугубо личностную и эмоциональную оценку сельского псаломщика К. Самбурского. На тот период в украинских селах Черниговщины еще ощущались последствия голода 1921-1923 гг.
Я предположил, что высказывания К. Самбурского являлись его личностной оценкой. Оказалось, что он высказал своими словами официальную позицию православной церкви, правда, на 1873 год:
Историко-статистическое описание Черниговской епархии, Кн. 1.– Чернигов: Тип. Г. Л. Шапиры, 1873. – Стр. 122.
«Протестанты поселились колониями в Борзенском уезде в 1767 г. На них употреблено тогда до 100,000 рублей. Землею пользуются они самою лучшею и в таком количестве, какого не имеют козаки. Принесли ли они пользу России, о том пусть рассуждают другие…»
Ответить

Вернуться в «Краеведение»