ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от
15 августа 2015 г.
No
1561p
МОСКВА
Утвердить прилагаемую Концепцию государственной политики
по увековечению памяти жертв политических репрессий.
Председатель Правительства
Российской Федерации-Д.Медведев-
http://government.ru/media/files/AR59E5 ... QDERdP.pdf
*
В. Ф. Баумгертнер
*
К дню памяти жертв политических репрессий
[spoiler=]В этой Концепции, в частности, отмечается, что «Россия не может в полной мере стать правовым государством и за-нять ведущую роль в мировом сообществе, не увековечив память многих миллионов своих граждан, ставших жертва-ми политических репрессий. Особенно важным в этой связи является осознание трагического опыта России, пережи-того страной и ее гражданами после октябрьских событий 1917 года, который характеризуется разрывом традиций, утратой преемственности культурного опыта, разрушением межпоколенческих связей. Вследствие репрессий страна пережила масштабные социальные катаклизмы. Помимо колоссальных потерь, понесенных в период Гражданской и Великой Отечественной воин, Россия пережила целый ряд иных трагедий…
Правительство в этом документе справедливо отмечает, что за прошедшее после 1953 года время в России процесс реабилитации не был завершен. Точное число репрессированных лиц остается неизвестным. Общенациональный па-мятник жертвам политических репрессий не установлен. До сих пор не проведена необходимая работа по выявлению мест захоронения жертв репрессий. В ряде регионов (Алтайский край, Республика Коми, Республика Татарстан, Псков-ская и Самарская области и др.) в изданных книгах памяти названы почти все репрессированные, но в некоторых су-бъектах Российской Федерации таких книг памяти до сих пор нет. Недопустимым являются продолжающиеся попытки оправдать репрессии особенностями времени или вообще отрицать их как факт нашей истории».
С этими фактами трудно не согласиться. В то же время, если внимательно вчитаться в констатирующую часть Концеп-ции и в перечень мероприятий, планируемых для увековечения (раздел III Концепции), то с удивлением можно обна-ружить, что там отсутствует как признание государством того факта, что репрессии были тщательно спланированны-ми преступными мероприятиями по зачистке территории СССР от инакомыслящих граждан и представителей народов иной национальности, так отсутствуют и обязательства дать правовую оценку этим преступлениям совершенных госу-дарственными органами власти и конкретными историческими личностями и, прежде всего, И. Сталиным.
Определенные сомнения могут возникнуть у наших ученых - историков исследователей в той части, которая касается доступности к архивным документам, т.к. в последние годы к некоторым темам доступ был закрыт, возможно еще и потому, что в период с 2009-2012 г.г. работала комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России при Президенте России.
Для того, чтобы разобраться в этом очень важном для российского общества вопросе можно обратиться к публикаци-ям правозащитной общественной организации «Мемориал», которые выложены на их интернет-сайте, а также ознако-миться с информацией в Википедии по запросу «Гулаг». В российском общественном сознании политический террор и репрессии в СССР ассоциируются со значением слова ГУЛАГ или «Сталинские репрессии».
ГУЛАГ – главное управление лагерей и мест заключения – подразделение НКВД СССР, МВД СССР, осуществлявшее ру-ководство местами массового принудительного заключения и содержание в 1930-1956 г.г.
Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 1929 года предписывалось организовывать новые лагеря при-ема заключенных в отдаленных районах страны в целях колонизации этих районов и эксплуатации их природных бо-гатств путем применения труда граждан, лишенных свободы.
Естественно, что после выхода этого Постановления динамика численности осужденных находящихся в лагерях ГУЛА-Га приобрела дополнительное ускорение и выглядела так:
На 1 июля 1929 года – 23 тыс. человек;
1 июля 1930 года – 95 тыс. человек;
1 июля 1931 года – 155 тыс. человек;
1 июля 1937 года – 788 тыс. человек;
Апрель 1938 года – 2 млн. человек.
До конца 1980-ых годов официальная статистика по ГУЛАГу была засекречена, доступ в архивы был невозможен. Со-гласно официальным данным всего в системе лагерей, тюрем и колоний ОГПУ и НКВД в 1930-1956 г.г. единовременно содержалось от 500 тыс. до 2,5 млн. человек (максимум был достигнут в начале 50-ых годов). В Концепции отмечено, что точное число репрессированных так и остается неизвестным.
Разница в оценках масштабов репрессий различными исследователями определяется, в первую очередь, набором ка-тегорий лиц, включаемых в понятие «репрессированные». В результате оценки варьируются от 3,8 млн. до 9,8 млн. человек политических «репрессированных» и до десятков миллионов, включая понесших наказания по уголовным статьям.
Вот некоторые итоги по цифрам, которые приводит известный исследователь политических репрессий в СССР в 1917-1954 г.г., доктор исторических наук, научный сотрудник института российской истории РАН Виктор Земсков:
3,8 млн. человек – осужденные по контрреволюционной статье;
4,0 млн. человек – подверглись раскулачиванию;
1,5 млн. человек – депортированные этнические меньшинства.
Итого: До 10 млн. человек пострадали напрямую по политическим мотивам, из них, приговорены к смертной казни 700 тыс. человек.
Кроме того:
до 5 млн. – жертв голода, вызванного продразверсткой 1921-1922 г.г.;
до 7 млн. – жертв голода 1932 года, вызванного коллективизацией;
до 3 млн. – вынуждены были эмигрировать после второй мировой войны.
Всего порядка 25 млн. человек пострадали от Сталинской политики, что составляет ~ 13,9 % от численности населе-ния СССР в 1950 году.
Огромные жертвы, огромное количество пострадавших!
С нравственной точки зрения, было бы справедливо одновременно с принятием Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий» принять соответствующий правовой акт, обязывающий ис-полнительную власть организовать работу и определить точное количество жертв политических репрессий за период 1922-1953 г.г. и принять конкретные меры по их увековечению на государственном уровне.
Но …этого не удалось добиться. Почему? Видимо, потому, что реальная численность жертв и пострадавших от репрес-сий (если их всех государство сочтет и учтет) может ошеломить российское гражданское общество и оно потребует справедливого суда над виновниками произошедшего. А это значит, что осуждению и международному суду могла быть подвергнута как сама система бывшего СССР, так и ее бывший кормчий – вождь народов И. Сталин.
Должное внимание этому вопросу уделила Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ). Еще в 2006 году она при-няла Резолюцию – официальный документ Совета Европы, призывающий к осуждению преступлений тоталитарных коммунистических режимов (Резолюция № 1481 от 25 января 2006 года).
В этой Резолюции отмечено, что «…все тоталитарные коммунистические режимы, правившие в ХХ веке в странах Цен-тральной и Восточной Европы …характеризуются массовыми нарушениями прав человека, включая индивидуальные и коллективные убийства и казни, гибель людей в концентрационных лагерях, смерть от голода, депортации, пытки, ра-бский труд и другие формы массового физического террора, преследования по этническим и религиозным основани-ям, нарушение свободы совести, мысли и выражения, свободы прессы, а также отсутствие политического плюрализ-ма».
Здесь же, в качестве обоснования преступлений подчеркнуто, что все оправдывалось теорией классовой борьбы и принципом диктатуры пролетариата, которые узаконивали уничтожение людей, мешавших строительству нового об-щества и, по существу, являвшихся врагами режимов[/spoiler].
[spoiler=]А почему сегодня нельзя вернуться к этому вопросу?
На наш взгляд, видимо, только потому, что в последние годы в России среди властного чиновничества сформировался устойчивый спрос на «сильную руку», воплощением которой является образ Сталина. На этом фоне в СМИ всячески выпячивается и обеляется его роль, и он возводится в статус самого эффективного государственного менеджера.
В годы президентства Д. А. Медведева была предпринята попытка начать новую, третью по счету государственную компанию по десталинизации. В октябре 2012 года Михаил Федотов, назначенный на пост руководителя Совета при Президенте РФ по правам человека, заявил, что одной из главных задач Совета он видит «десталинизацию» общест-венного сознания». (Федотов М. является одним из авторов проекта «Десталинизация российской истории ХХ века», март 2011 года). Однако, проект «десталинизации» был подвергнут критике со стороны различных экспертов и обще-ственных деятелей (С. Кургинян, Д. Ермолов, Т. Полоскова и др.).
Не однозначным было и общественное мнение о десталинизации. Так, согласно опросу ВЦИОМ (апрель 2011 года) из 1600 опрошенных 24% сообщили, что их семья пострадала от сталинских репрессий. Курс на дестанализацию поддер-живают 26% россиян. Остальные считают «дестанализацию» пустословием и мифотворчеством.
Подогревает эту историю и проблема осиротевшей Лубянской площади в Москве. Некоторые российские политические деятели предлагают снова вернуть памятник Ф. Дзержинскому на ранее занимавший им постамент. И все же, более чем 20-летняя деятельность общества «Мемориал» дала свой результат, появилась Концепция государственной поли-тики по увековечению памяти жертв политических репрессий. Правда, в этом документе выхолощено многое из того, что предлагали общественники еще в 2010-2011 г.г. для создания общенациональной программы по увековечению па-мяти жертв террора[/spoiler]
[spoiler=]В Концепции перечисляется также и большой список принятых правовых актов РФ, охватывающий проблему реабили-тации жертв политических репрессий. Однако, приходится сожалеть, что большая их часть не исполняется надлежа-щим образом, а применительно к проблеме народа российских немцев, - вообще не исполняется Закон РСФСР 1991 го-да «О реабилитации репрессированных народов». Поэтому и сегодня наш народ остается не реабилитированным.
Как известно, все репрессивные решения по депортированным народам, в том числе, и по некоторым гражданам, при-нимались верховной властью СССР. А вот социальная ответственность по их реабилитации целиком и полностью воз-ложена на региональные органы исполнительной государственной власти.
Мы ранее уже писали о том, что регионы РФ в экономическом отношении очень сильно разнятся. Это оказывает влия-ние на уровень компенсационных льгот, которые предусмотрены законодательством в части, касающейся жертв поли-тических репрессий, что в свою очередь, ставит в неравное положение людей, пользующихся этими льготами, и, по факту, является нарушением конституционных прав граждан России.
Действие закона «О реабилитации жертв политических репрессий», в части порядка их реабилитации, распространя-ется в том числе, и на граждан государств – бывших союзных республик СССР, подвергшихся политическим репресси-ям на территории РФ.
Применительно к Закону о реабилитации репрессированных народов его действие в отношении восстановления прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов ранее регулировалось специальным Соглашением в рам-ках Содружества Независимых Государств (Бишкекское Соглашение от 9 октября 1992 года), которое подлежало ра-тификации через каждые десять лет. Это Соглашение было подписано полномочными представителями республик Азербайджана, Армении, Белоруси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, РФ, Таджикистана, Туркменистана, Узбеки-стана, Украины.
К сожалению, по истечению десятилетнего срока действия этого Соглашения Беларусь и Казахстан негативно отнес-лись к его дальнейшей пролонгации, а Россия, ссылаясь на то, что она уже по существу выполняет обязательства, вы-текающие из Соглашения … в рамках реализации принятых ранее программ и иных нормативных актов…посчитала, что ратификация Соглашения не представляется необходимой. Таковы реалии нынешнего времени.
Но и самый главный, на наш взгляд, недостаток Концепции – это полное отсутствие в перечне ее мероприятий како-го-либо упоминания о том, что государство обязуется и в дальнейшем обеспечивать достойную социальную защиту жертв политических репрессий, а также пострадавших от этих репрессий лиц-граждан России.
Исполнение государством этих обязанностей в полном объеме в соответствии с Законами и Постановлениями могло бы быть самым наглядным примером по увековечению памяти жертв политических репрессий для всех поколений россиян.[/spoiler]
*
А как российские немцы относятся к дате 30 октября – Дню памяти жертв политических репрессий? И как они должны к этой дате относиться?
На наш взгляд они должны в день 30 октября ежегодно поминать жертв политических репрессий, в том числе и, пре-жде всего, наших погибших и пострадавших соплеменников. Объяснение тут очень простое.
По установившейся тра-диции российские немцы ежегодно отмечают день памяти и скорби 28 августа – в день, принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР в 1941 году «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья».
Но ведь немцев выселили в те годы не только из Поволжья. Так, например, Постановлениями Государственного Коми-тета Обороны от 6 сентября 1941 года предписывалось переселить немцев из города Москвы и Московской области Ростовской области, а от 21 сентября - из Краснодарского, Орджоникидзовского краев, Тульской области, Кабардино-Балкарской и Северо-Осетинский АССР и т.д. Таким образом немцы были переселены из всей Европейской части СССР.
Исходя из этого в День памяти жертв политических репрессий – ежегодно 30 октября российские немцы должны при-нимать участие в памятно-траурных мероприятиях, проводимых повсеместно в России, в государствах – бывших рес-публиках СССР и в ФРГ.
Депортация российских немцев, проживавших в различных регионах Европейской части СССР в Сибирь и Казахстан в 1941 году связала их единой трагической судьбой – судьбой единого репрессированного народа.
_ Поэтому и сегодня наш народ остается не реабилитированным.
________________________________________________________________________________________