ДЕТИ ПЕРВЫХ ПОСЕЛЕНЦЕВ
Бывший офицер Бернард фон Платен (1733-1774), не нашедший себе применения на родине в мирное время и отправившийся искать счастья в Россию, упоминает их в своей знаменитой поэме «»Описание путешествия колонистов и образа жизни русских» (1766-1767): «И многим здесь принять / Болезнь и смерть пришлось, / Но больше всех страдать / Ребятам довелось» (здесь и далее перевод И.Томан) .
Но вот, наконец, завершился многомесячный мучительный путь, и первые немецкие колонисты ступили на саратовскую землю, которая оказалась совершенно не похожа на благословенный край, рисовавшийся им в мечтах. Рухнули и надежды многих переселенцев заняться ремеслами и торговлей: все они обязаны были стать земледельцами, несмотря на то, что манифест обещал им свободный выбор занятий. «Окончен, братья, путь. / Вот вам земли надел. / До гроба спину гнуть / Отныне ваш удел. / Все будет: горе, труд… / Но мало хлеба тут» , – так заканчивает свою поэму Бернард фон Платен........................
НА ПОРОГЕ ЖИЗНИ
Когда ребенок из поволжской или кавказской немецкой деревни спрашивал, откуда он взялся, ему принято было отвечать, что его выловила повитуха из колодца. Повитуха являлась весьма уважаемым человеком в деревне. На эту должность выбиралась на общем собрании всех женщин деревни наиболее добропорядочная и почтенная пожилая особа. Главными для нее являлись не столько специальные познания, сколько безукоризненная репутация Ведь она оказывала женщине не только медицинскую помощь, но и (что было в глазах крестьян не менее важным) оберегала ее и ребенка от злых духов. В экстренных случаях, если ребенок был слаб и не казался жильцом на этом свете, она могла даже совершить крещение. В первые дни, когда мать была в постели, только повитуха имела право ухаживать за новорожденным, ибо кто-то другой мог вольно или невольно причинить ему вред................
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
После того, как малыш переставал нуждаться в постоянном присутствии матери, он переходил на попечение старших братьев и сестер и бабушки.
«6-12-летние дети укачивают ребенка и поют ему колыбельные песни. Когда малыш немного подрастает, они показывают ему дом, двор, хлев, сад, улицу и предупреждают об опасностях. Они оберегают и защищают его, а, если он ушибся, – успокаивают. Короче, они вводят его в повседневную жизнь со всеми ее радостями и горестями. Бабушка больше заботится о его духовном мире. Именно она впервые складывает ребенку ручки и учит его молиться; за прялкой или за вязаньем она учит его десяти заповедям, рассказывает ему сказки и библейские истории» ......
ВОТ ПОЙДЕШЬ В ШКОЛУ, БУДЕШЬ ЗНАТЬ…
Был, однако, в деревне человек, которого дети, особенно маленькие, боялись даже больше своих отцов. Это был учитель, точнее, кистер-учитель (Kuester-Lehrer), ибо, как правило, он обязан был не только учить детей, но и в отсутствие пастора проводить богослужения. Его называли также шульмейстером (Schulmeister), то есть школьным мастером, что весьма точно отражает взгляды крестьян на задачи педагога.............
ЗАЧЕМ НЕМЕЦКИМ КРЕСТЬЯНАМ НУЖНА БЫЛА ШКОЛА?
Перенесемся на короткое время в Торжок. Зима 1763/64 года. Зайдем в одну большую топящуюся по-черному избу и осмотримся в ее дымном полумраке. Хозяин что-то мастерит; хозяйка прядет, качая люльку; на печи ворчит и охает старуха, а несколько ребятишек с любопытством смотрят на группу своих сверстников, которые сидят за столом с книжками и бормочут что-то непонятное. Каждый день они приходят к их постояльцу, который учит их читать, писать и иногда что-нибудь им рассказывает. Хозяйские ребятишки и сами бы с удовольствием послушали и поучились, но говорят учител и ученики не по-русски.
Куда же мы попали? – В первую школу немецких колонистов. По пути в саратовские степи им пришлось зазимовать в Торжке, где их разместили в избах местных жителей, и здесь, несмотря на голод, холод и полную неопределенность своего положения, они организовали школу для своих детей................
ШКОЛЬНЫЕ БУДНИ
Но вернемся к малышу, которого мы оставили на пороге школы. Первый школьный день был для него не таким уж и страшным. Шульмейстер оказывался отнюдь не злодеем, а вполне добродушным господином, который к тому же раздавал новичкам гостинцы. Вы, вероятно, догадались, что гостинцы были приобретены не на скудное жалованье учителя, а на средства родителей, которые, зная, какой ужас вызывает у малышей школа, в тайне от них приобретали гостинцы, чтобы шульмейстер одаривал ими новичков Однако так было лишь в первый день. В последующие семь-восемь лет ученики получали «гостинцы» совсем иного рода: пинки, затрещины, розги и т.д, на которые шульмейстер обычно не скупился, считая их главным средством воспитания.....................
ШУЛЬМЕЙСТЕР И ЕГО ОДНОСЕЛЬЧАНЕ
Внушая страх и трепет своим ученикам, шульмейстер полностью зависел от их родителей. Каждый год община возобновляла с ним договор и назначала ему жалованье. Разумеется, он отчаянно торговался, но горе ему, если находился кандидат, согласный на более низкую плату. Учителю приходилось собирать свой нехитрый скарб и искать новое место. Хорошо, если он был один, а если с многочисленной семьей? Во всей деревне учитель был самым неимущим. Он не имел ни собственного дома, ни земли. Земля ему предоставлялась во временное пользование, чтобы он мог хотя бы частично сам себя обеспечивать и не претендовал бы на слишком высокое жалованье, которое было подчас ниже, чем у батрака или пастуха.................
ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ – РЕШАЮТ РОДИТЕЛИ
Поскольку крестьяне платили учителю, то они считали само собой разумеющимся, что именно они должны устанавливать порядки в школе, определять длину учебного года (длившегося обычно с ноября по март, пока не было сельскохозяйственных работ) и указывать шульмейстеру, как и чему учить их детей. Как уже отмечалось, школьные знания, по мнению колонистов, нужны были прежде всего для спасения души, а для этого требовалось умение читать, знание молитв и Священного Писания. Умение писать и считать было желательным, но не столь уж обязательным..........
Очерки опубликованы в газете «Neues Leben» (1990-е гг.) и в «Московской немецкой газете» ( 2003, №18, 19)СВОБОДА!!!
Школьные годы в лютеранских колониях завершались конфирмацией – первым причастием, которое ознаменовывало также и духовное совершеннолетие. С этого времени юноши и девушки, достигшие 15-16 лет, получали большую свободу, чем раньше: они могли наряжаться, гулять по вечерам и интересоваться противоположным полом, но не переступать при этом последней черты. «Родители уверены, что их взрослые дети не пойдут дальше, чем им позволит разум, и что они не наделают глупостей. И в этом они, в общем, правы. В поволжских колониях отношения между парнями и девушками очень вольные, но все имеет свои границы, и эти границы девушка знает, как правило, твердо» , – отмечал пастор Зайб........
http://www.proza.ru/2013/01/11/635